/Культура/

«Маяковский-патриот» в фондах Президентской библиотеки

19 июля, в день 120-летия рождения Владимира Маяковского, Президентская библиотека представила на своем портале редкое издание, посвященное творчеству поэта и выпущенное в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Книга Виктора Перцова «Маяковский-патриот» вышла в свет вскоре после начала войны, в 1941 году. Творчество поэта, пронизанное самоотверженной любовью к Родине, оказалось очень востребовано в этот трагический для страны период. Хотя буквально за десять лет до этого, сразу после трагической кончины Маяковского в 1930 году, его имя попало под негласный запрет. Лишь в 1937 году по личному ходатайству Лили Брик перед Сталиным, Маяковского вспомнят, и вскоре назовут лучшим поэтом эпохи, откроется его музей, начнут издаваться сборники произведений. Творческое наследие, идеи поэта используются для поддержания народного патриотического духа и в нелегкий военный период.

Автор книги вспоминает самопожертвование Маяковского во времена гражданской войны, когда он «был рабочим и воином в поэзии». Своим трудом, своим умением вовремя помочь народу острым метким словом, сразить болтуна и возвеличить героя, поэт доказал свой патриотизм. «Голос Маяковского громко звучит и сейчас, в дни Великой Отечественной войны советского народа, поэт “как живой, с живыми говоря”, призывает нас уничтожить фашизм: “…разговаривай с фашистами языком пожаров // словами пуль, остротами штыков”».

Маяковский не гнушался никакой черной работой: писал тексты к санитарным плакатам о пользе кипяченой воды, зарифмовывал лозунги для хлебозаготовительной кампании. Маяковский первый из старшего поколения советских поэтов поставил на вооружение Красной армии свой талант. Его работа над «Окнами сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) в 1919–1912 гг. стала легендарной.

«Окна РОСТА – фантастическая вещь, – приводятся в книге слова поэта. –  Эти  телеграфные вести, моментально, вручную, переделанные в плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы. Такие плакаты с подписями вывешивались в пустых витринах магазинов, на вокзалах, в агитпунктах».

Маяковский был не только поэтом, но и художником: сам делал плакаты и писал к ним стихотворные подписи. Часто он даже не ставил под рисунками и стихами свою подпись. Ему важно было не авторское самолюбие, подчеркивает автор. За годы гражданской войны Маяковский сделал около трех тысяч плакатов и шести тысяч подписей к ним. «Отдыхов не было, – вспоминал поэт. – Работали в огромной нетопленой мастерской… Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене не особенно заспишься…»

Успех «Окон РОСТА» был очень велик. Около них всегда стояла толпа. В то время, когда газеты из-за недостатка бумаги удавалось получать далеко не всем гражданам, «Окна РОСТА» были не просто плакатами, но и заменяли собой газету, сатирический журнал и радио, которое еще было не распространено.

Традиция, заложенная при непосредственном участии Владимира Маяковского, нашла продолжение во время Великой Отечественной войны. По образцу «Окон РОСТА» был организован выпуск «Окон ТАСС», в которых группа молодых художников продолжает работу, как подчеркивает автор книги, «лучшего поэта нашей советской эпохи».

«Творчество Маяковского в целом – это удар по фашизму. Давая отпор зазнавшемуся врагу, мы защищаем не только свою родную землю, но и права культуры. Пусть же священная ненависть лучшего советского поэта к врагам культуры, к врагам человеческого рода перельется в наши сердца. Разбить врага – только эту цель должны сейчас знать мы. И в этой общей нашей борьбе Маяковский – с нами!» – сказано автором книги.

Президентская библиотека продолжит публикацию на портале редких материалов, отражающих различные страницы истории нашего государства.

 

Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 2 197 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.