/Образование/

Педали надо крутить без передышки

Чтобы школа была на хорошем счету в городской администрации, в ней должны петь хором, конструировать роботов, ходить в походы, играть в шахматы и ставить театральные спектакли. Но, конечно же, важнейшей ее задачей остаются качественные знания.


Об этом и многом другом говорила руководитель управления образования Елена Середа, отчитываясь за год о своей работе и о работе отрасли в целом.


Нам, родителям, надо, чтобы ребенка научили русскому языку и математике, химии и физике и другим дисциплинам, чтобы он сдал ГИА и ЕГЭ на приличном уровне, не бегая по репетиторам. Все остальное менее значимо. Но в управлении образования разработали более обширную систему показателей, чтобы определить, какие детсады и школы в числе лучших, а каким следует подтянуться. По ним и составили рейтинг образовательных учреждений.

На слайдах, которые сопровождали отчет, образовательные учреждения разнесены по двум цветовым зонам. В зеленой (позитивной) поместили школы, которые успешны по той или иной позиции, в красной (негативной) – те, которым надо улучшить показатели. Учитывалось практически все. К примеру, есть в школе инновационная площадка, дети получили президентские и губернаторские гранты, участвовали во всероссийских научно-практических конференциях — учреждения хвалили. Нет таких достижений – директорам пеняли за это. Кстати, в детских садах теперь одним из показателей успешности дошкольного учреждения является участие детворы в различных городских конкурсах и призовые места.

Серьезно разбирались с безопасностью школ. При этом Елена Середа заметила, что это дело не полностью зависит от школьного руководства. Так, представители охранных фирм не всегда добросовестно выполняют свои обязанности. Бывает, охранники надолго отлучаются с рабочего места или совсем не выходят на территорию двора, чтобы проверить, все ли в порядке. Выходит, глаз да глаз нужен и за охраной? Беспокоит и то, что тревожная кнопка не подключена к коммуникациям «Службы 112».

Сложным остается кадровый вопрос. Количество педагогов моложе тридцати пяти лет не слишком велико – оно составляет 27 процентов. При этом выпускники школ не очень-то желают становиться учителями. Город может направить абитуриентов на 44 целевых места в педагогические вузы, но они не спешат получать направления. Школы, которые провели соответствующую профориентационную работу и не нашли желающих стать учителями, тоже отметили с негативной стороны. 

Внимание уделялось и повышению квалификации педагогических кадров. Часто сложности возникают, если курсы по переподготовке проходят не здесь, а в Краснодаре или других городах. Многие отказываются от них, поскольку очень уж накладно ехать туда и проживать. Но ведь курсы могут стать очередным шагом к повышению учительской категории. В школах №№ 15, 16, 18 высокую категорию имеют считанные проценты педагогов.

Повысились требования и к образованию воспитателей. Особо это касается тех, кто работает в семейных группах. Раньше туда просто зазывали женщин, которые сидят дома с маленькими детьми. Если позволяли условия, то квартира или часть дома превращались в семейную группу, а мама — в воспитательницу, которая бралась присматривать и заниматься еще с парой соседских ребятишек. Тогда мама в детском саду, к которому она прикреплена, получала необходимые рекомендации и там же обучение проходила. Теперь такая воспитательница обязана иметь профильное образование. В дальнейшем решено привлекать в семейные группы уже состоявшихся педагогов, например, тех, кто находится в декретном отпуске.

Что касается заработка: когда он слишком высок, то это тоже плохо. Согласно дорожной карте, учительская зарплата должна равняться средней по экономике. А у нас в прошлом году в нескольких школах неправильно были распределены фонды, за какой-то период персоналу было выплачено денег больше, чем планировалось бюджетом. Вот и получилось, что в декабре педагоги ожидали жалованья дольше обычного, пока власти решали, где взять деньги. Теперь и количество учебных часов на одного педагога будет ограничено, дабы не страдало качество преподавания.
А силы учителям еще понадобятся, ведь перед школами поставлены очередные новые задачи. В образовательных учреждениях теперь должны быть организованы занятия по робототехнике и туризму, семейные хоры и шахматные кружки, театральные студии и семейные клубы выходного дня. И успехи в этой деятельности тоже будут учитываться в рейтинге образовательных учреждений.

Как руководители школ отнеслись к нововведению? Я поговорила с некоторыми в кулуарах. Многие считают, что такие требования – веление времени. Сегодня школа не только источник образования, она еще и учебно-воспитательный комплекс. В принципе это очень удобно: ученик после уроков пообедал и пошел в школьный кружок. Есть какая-то гарантия, что ребенок хотя бы пару часов не болтается по городу в поисках приключений. Некоторые дополнительные направления для ребят становятся не просто лекарством от скуки, а помогают в развитии навыков, необходимых при получении общего образования. Тем более, что в России реализуется концепция математического образования. А занятия робототехникой и шахматами способствуют этому. 

Но где найти хорошего специалиста, который научит детей конструировать роботов и писать программы? Да и поиск руководителя хора, шахматного кружка, инструктора по туризму – тоже достаточно хлопотное дело. Хорошо, если такие специалисты найдутся в родной школе, к примеру, словесник после пяти уроков готов проводить еще и репетицию в театральной студии, а вечером сходить в рейд по «трудным» подросткам. Еще один вариант – привлекать в школы педагогов дополнительного образования, чтобы сапоги все-таки тачал сапожник. Но для них надо создать привлекательные условия труда.

Один из директоров заметил, что управление образования, как учредитель общеобразовательных заведений, конечно же, имеет полное право выставлять различные требования. Однако выполнение этих требований должно оцениваться по-разному. Если мы говорим, что главная функция школы – образование, то в приоритете должны быть те показатели, которые способствуют этому. Поэтому высокие баллы, полученные учениками на ЕГЭ, их призовые места на олимпиадах и научно-практических конференциях должны стоить дороже в общем рейтинге, чем, допустим, удачное выступление на хоровом концерте.

Таблица с рейтингом образовательных учреждений состояла сплошь из красных и зеленых клеток. Худшими оказались представители гимназии № 8. А на первой строчке, почти сплошь зеленая, оказалась школа № 33. Глава города Владимир Синяговский спросил ее директора Феликса Шилькрута , как ему удалось победить.


- Я с утра до вечера «кручу педали» и не останавливаюсь, - ответил директор. - Если остановился, то уже отстал.


Светлана Добрицкая,

"Наш Новороссийск"

Просмотров: 1 715 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.