/Культура/

Константин Симонов «мог писать в походе, в блиндаже, между двух боёв»

28 ноября 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Константина Симонова, поэта-фронтовика, запечатлевшего хронику войны в прозе и поэзии. Он подарил своему народу в 1941-м стихотворение «Жди меня», которое позднее назовут «солдатской молитвой». В фонде Президентской библиотеки представлены сборники его произведений времён Великой Отечественной войны: «Стихи 1941 года», книги «От Черного до Баренцева моря», детгизовский «Орден Ленина» (1945), поэма «Сын артиллериста», пьеса «Русские люди», а также фронтовые очерки, корреспонденции и рассказы о войне.

«Когда говоришь о Симонове, – писал поэт Павел Антокольский в газете «Литературная Россия» в № 48 от 1965 года, – война вспоминается прежде всего». Тема армии присутствует уже в ранних произведениях начинающего автора. Это во многом связано с происхождением: Константин (Кирилл) Симонов родился в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы Гражданской войны. В 1919 году мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии Александра Григорьевича Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное влияние на его принципы и привычки, именно ему будущий писатель обязан своей любовью к армии. Он писал о ней не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности понять и объяснить все драматические перипетии, связанные с войной, военной службой и судьбами Родины.

Уже 24 июня 1941 года, на второй день после начала Великой Отечественной войны, Симонов выехал для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Затем был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда», одновременно посылал военные корреспонденции в «Известия», потом на весь период войны стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», куда отправлял стихи, очерки, статьи со всех фронтов, на которых довелось воевать, – есть сведения, что военкор Симонов побывал на всех. «Он сам идёт в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз… Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди», – писал поэт Николай Тихонов.

«Жди меня» – это стихотворение, написанное в августе 1941-го и опубликованное в «Правде» в 1942 году, стало событием в жизни нашего народа. Его переписывали от руки и посылали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно явно выходило за рамки поэзии, став своего рода солдатской молитвой, мостом между жизнью и смертью, который поддерживали вера в лучшее, отрыв от страшной фронтовой реальности. В стихотворении 26-летним поэтом было предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны.

Военная проза Симонова – это честная мужская проза, в стилистическом аскетизме схожая с фронтовыми романами Хемингуэя, но более эпически развёрнутая. Писателя можно назвать первооткрывателем таких тем, как «русский характер», «живые и мёртвые», где без прикрас показано столкновение людей глубоких и совестливых с холодными «винтиками» военной машины. Показанная в «Живых и мёртвых» масштабная правда о войне стала откровением для 60-х годов прошлого века. Опираясь на точное знание фронтовых реалий, автор романа подверг сомнению идеологему о единодушии советского общества, противостоящего врагу, о правомерности некоторых военных операций 41-го и 42-го годов. Он одним из первых раскрыл психологическую подоплёку конфликтов между соратниками с разным нравственным сознанием и обнародовал непоправимые последствия предвоенных репрессий в судьбе армии. Показал, как тяжело отзывается на солдатах опьянение властью, отсутствие в сознании высших армейских чинов гуманистических понятий о цене победы. Дневниковые записи и корреспонденции писателя показывают, что война Симонова объёмна, он видит её с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в её пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла.

Четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности Симонова. Лучше всех об этом скажет он сам:

Святая ярость наступленья,

Боёв жестокая страда

Завяжут наше поколенье

В железный узел навсегда.

В железный узел навсегда завязала Великая Отечественная талант, чувство писательской ответственности и непоказную, требовательную любовь к Родине Константина Симонова.

 

 Информация пресс-службы Президентской библиотеки

Просмотров: 1 707 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.