/Религия/

Андрей Рублёв «переписал» византийскую икону как русскую

В год 655-летия со дня рождения иконописца, создателя грандиозных средневековых фресок Андрея Рублёва, чей подвиг жизни был канонизирован церковью, Президентская библиотека представила на своём портале сведения о нём, содержащиеся в электронной копии Игоря Грабаря 1913 года выпуска.

Это было время, когда практически не исследованное, погребённое под слоями позднейшей живописи искусство русских мастеров только начинало освобождаться от наслоений времени благодаря достижениям искусства реставрации.

«Можно с уверенностью сказать, – пишет в своей «Истории» Грабарь, – что успешное изучение русской живописи зависит, прежде всего, от освобождения других подлинных стенных росписей в том же Новгороде и во многих древних монастырях и соборах. …Не меньшую важность имело бы и тщательное обследование стен Троице-Сергиевой лавры и Андрониева монастыря в Москве, служивших такое долгое время местом жительства великого русского художника конца XIV, начала XV века Андрея Рублёва».

Творчество Андрея Рублёва определило расцвет национальной школы русской живописи, сумевшей отстоять свою оригинальность по отношению к Византии. Оно стало в определенном смысле символом Святой Руси.

Вместе с тем сведений о жизни Андрея Рублёва сохранилось очень мало. Известно, что в 1405 году вместе с Феофаном Греком и иконописцем Прохором с Городца он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле и создавал для него иконостас. Семь сохранившихся икон Рублёва отличаются от работ старых мастеров нежным сочетанием цветов и редкой гармоничностью композиции, присущими этому автору.

Самую известную свою икону – «Троицу» – Рублёв создал в память Сергия Радонежского для церкви, построенной на месте погребения святого в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде (до 1991 года – Загорск). Сергий особенно почитал Троицу, желая, чтобы «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». Чернец Андрей Рублёв изобразил сокровенную беседу трёх ангелов, протекающую как бы в молчании, ибо не слова определяют глубину прозрения. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, с их одежд, как бы «дымом писанных», струятся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ощущается высокая нравственная сила, способность к самопожертвованию. 

Как живописец Андрей Рублёв, с одной стороны, воспринял приёмы классического византийского искусства своего времени, с другой – традиции живописи московской школы с её особой мягкостью стиля, опирающиеся на традиции владимиро-суздальской живописи XII – начала XIII века. Изображаемые лики у иконописца – русские, простые, но непременно светлые.

Благодаря достижениям современной науки и многочисленным реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений подлинное открытие рублёвской живописи состоялось лишь в XX веке. 

Просмотров: 1 264 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.