/Экономика/

Ноябрь показал стабильный рост цен на товары потребительской корзины

В ноябре 2015 г. продолжился рост минимальных цен на товары потребительской корзины. Данный факт −свидетельство того, что торговые предприятия не придерживаются правил установления допустимых розничных цен, которые предложены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.  Решение об установлении предельно допустимых розничных цен принимается Правительством РФ по результатам анализа рыночной ситуации. Если обнаружится, что цена на товар выросла за 30 дней более чем на 30 %, то в течение нескольких дней цена на такой товар может быть скорректирована. Однако такие меры со стороны государственных органов управления по установлению предельно допустимых розничных цен на такие товары как сахар, картофель, капуста так и не были приняты.

В РЭУ им. Г.В.Плеханова состоялся итоговый круглый стол в рамках федерального проекта «Общественный контроль за ценами на социально значимые товары: «Честные цены», в котором приняли участие председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ В.А. Слепак, научный руководитель проекта д.э.н., профессор И. И. Скоробогатых, студенты и волонтеры проекта.

В рамках круглого стола были подведены итоги анализа данных, полученных с применением новейшей методики проведения мониторинга минимальных цен на социально-значимые продукты питания. Методика, разработанная группой ученых РЭУ им. Г.В.Плеханова была апробирована и зарегистрирована как электронный ресурс (РИД). В Российском авторском обществе сейчас идет процесс завершения ее регистрации.

На протяжении нескольких месяцев в 13 городах – участниках проекта инициативная группа Плехановского университета в составе преподавателей и студентов фиксировала  изменение минимальных розничных цен на социально-значимые продовольственные товары в магазинах шаговой доступности, супермаркетах и гипермаркетах. Цель проекта – получение оперативной и достоверной информации о динамике минимальных цен.

Научная группа проекта составила список из 600 магазинов в Москве и 400 торговых предприятий в других регионах. В столице объектом исследования стали магазины розничных сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» Auchan, METROC&C, «Дикси», «Лента», «Седьмой континент», «Монетка», SPAR, «Копейка», «Квартал», «Билла», «Магнолия». В регионах обследованию подвергались как сетевые магазины (национального и регионального масштаба, так и мелкие торговые предприятия, рыночные павильоны и пр.). Так, например, в Севастополе пока еще нет сетевых предприятий торговли.

В исследовании проекта «Честные цены» были определены 17 позиций продовольственных товаров из разных категорий, которые входят в продовольственную корзину на основании Постановления Правительства № 530 от 2014 г об установлении предельно допустимых цен на социально-значимые продукты питания.

В своем выступлении Ирина Ивановна Скоробогатых отметила, что «проект имел и социальное значение. Помимо цен фиксировались такие показатели как: срок хранения, присутствие в ассортименте. Было замечено, что недобросовестные торговые предприятия «вымывают» из ассортимента дешевые продукты, в пользу дорогих, брендированных».

Методология Плехановского университета по проведению мониторинга цен на социально-значимые продовольственные товары отличается от общепринятой методологии Росстата, поскольку было принято решение фиксировать минимальные (а не средние) цены на указанные товарные категории и проводить их сравнение в Москве и других городах России.

Тенденция роста цен на основные продукты питания отмечается во всех регионах страны. Исследователи Плехановского университета заключают, что рост цен на многие важнейшие социально-значимые продукты питания, начиная с сентября месяца 2014 г. по апрель 2015 г., не связан с дефицитом внутренних ресурсов, изменением курса ру*** и прочими макроэкономическими факторами. Так, например, в результате исследования было выявлено, что цена на хлеб в магазинах колеблется от 16 до 60 рублей и выше. Одновременно с этим, стоит отметить, что средняя минимальная цена на хлеб в Смоленске, выше, чем в Москве, а в Севастополе выше, чем в Смоленске.

После драматического повышения цен на основные продовольственные товары в начале 2015 года, в апреле 2015 года наблюдалось некоторое снижение цен, которое ученые РЭУ связывают со снижением покупательского спроса, а также формированием тревожных ожиданий и снижением уровня покупательской активности населения. Однако следует отметить, что темп снижения цен практически на все товарные позиции меньше в предприятиях несетевой торговли (магазины шаговой доступности), чем в торговых предприятиях сетевой торговли. Например, по следующим товарным позициям было зафиксировано снижение средних минимальных цен в апреле 2015 года после предпринятых Правительством мер по контролю цен: крупа гречневая, хлеб ржано-пшеничный, молоко. Тем не менее,проведенный мониторинг минимальных цен в ноябре 2015 г. в тех же торговых предприятиях показал, что после незначительного спада в апреле текущего года, цены на эти товарные позиции стабильно повышаются, так цена на молоко в феврале составляла 57,25 руб., в марте – снизилось до 55,4 руб., однако, уже в апреле – вновь отмечено повышение до 56,1 ру***, а в ноябре 2015 года – до 57 рублей.

Эксперты Плехановского университета прогнозируют дальнейшее повышение цен на молоко и другие важнейшие продукты из «продовольственной корзины», если не будут предприняты никакие меры, помимо контроля.

Учитывая актуальность данной проблемы, ученые РЭУ им. Г.В.Плеханова разработали методику определения предельно допустимых розничных цен на социально-значимые товары, использование которой позволит более обоснованно и эффективно вести диалог органов государственной власти и местного самоуправления с предприятиями сетевой и, особенно, несетевой, розничной торговли в процессе регулирования социально-экономической ситуации на потребительском рынке.

В завершении круглого стола в своем выступлении Владимир Анатольевич Слепак отметил, что «необходимо рассматривать методику, разработанную в РЭУ, не просто, как мониторинг цен, а систематизировать ее, возможно, создать систему сертификации, «лучшая цена» или «социальная цена», предложить какой-то новый формат торговли. За счет этой работы мы должны удержать статус социального государства и дать возможность незащищенным слоям населения выжить в это сложное время».

 

Для справки:

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) ведет свою историю с 1907 г. В настоящее время Университет имеет 30 филиалов  в России и странах СНГ, реализует 170 основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров. В Университете обучаются свыше 64 тыс. студентов, работают более 5 тыс. преподавателей.

В настоящее время Университет реализует образовательные программы по следующим направлениям: экономика, менеджмент, политология, юриспруденция, прикладная математика и информатика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, торговое дело, товароведение, технологические машины и оборудование, технология продукции и организация общественного питания, туризм и гостиничное дело.

Просмотров: 487 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив