/Жизнь Новороссийска/

Об оснащении приборами учёта энергоресурсов учреждений социально-бюджетной сферы

 

Текст содоклада заместителя главы муниципального образования

 

по экономике и финансам Косяковой Юлии Борисовны

 

 

 

Уважаемый Владимир Ильич! Уважаемые коллеги!

 

 

 

В развитие прозвучавшего доклада Вадима Николаевича хотела бы озвучить несколько суждений, которые позволят нам рассмотреть проблему оснащения социальной сферы приборами учёта энергоресурсов в более широком контексте.

 

 

Установка приборов учёта как таковая ресурсосберегающей мерой не является. Это лишь отправная точка, первый шаг к реальному сбережению энергоресурсов.

 

Поэтому останавливаться на достигнутом мы не имеем права. Ведь оснащение всех объектов муниципальной собственности приборами учёта воды, природного газа, тепловой и электрической энергии – не заслуга, а обязанность, вмененная муниципальным властям статьёй 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Выполнить её нужно было ещё 1 января 2011 года.

 

Чтобы довести установку приборов учёта до логического завершения, нам с вами предстоит решить две задачи.

 

 

 

Первая – это проведение энергоаудита всех 209 бюджетных учреждений, в отношении которых будут заполнены специально разработанные формы энергетического обследования, что позволит нам получить исчерпывающее представление:

 

а) о реальной потребности каждого учреждения в энергоресурсах, с которой мы сможем соотносить фактическое ресурсопотребление;

 

б) о количестве, составе, технических параметрах, фактическом наличии приборов учета всех видов энергии, возможности их дальнейшей эксплуатации, либо полной замены.

 

Все предшествующие годы установка приборов учёта происходила без предварительного энергетическое обследование объектов социальной сферы, вне какой-либо системности и планомерности, в отсутствие координирующей работы профессиональной службы, которая бы проводила единую политику в этом направлении.

 

Но сегодня работа в этом направлении уже начата – главой города подписано постановление от 25 июля 2012 года № 4260, где намечена последовательность проведения энергетического обследования и содержится исчерпывающий перечень объектов, в отношении которых будут заполнены энергетические паспорта. Возглавить эту работу призвано управление ЖКХ и благоустройства, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 13 апреля 2012 года № 2163 назначенное уполномоченным органом по проведению энергетического обследования.

 

Получив чёткое представление и том, каковы обоснованные объёмы ресурсопотребления того или иного объекта, мы будем защищены от таких ситуаций, какая складывается, например, в перинатальном центре, где сопоставление расходов на отопление до и после установки приборов учёта тепловой энергии выявило двукратное увеличение – внимание на экран! Это наглядная иллюстрация типичной ситуации перерасхода тепловой энергии по сравнению с лимитами, рассчитанными по нормативной тепловой нагрузке. Одна из возможных причин – присоединённая сеть, которая снабжает теплом не только роддом, но и многоквартирные дома и дом-интернат для престарелых и инвалидов, расположенные на улице Челюскинцев и прилегающих кварталах. По моему мнению, это предмет специальной проверки, провести которую предлагаю специалистам управления ЖКХ и службы административно-технического надзора.

 

 

 

Чем скорее мы завершим энергоаудит объектов социально-бюджетной сферы, тем скорее приступим к нашей второй задаче, не менее важной и сложной. Это централизация учёта энергоресурсов, потребляемых социально-бюджетной сферой. Только решив её, мы вправе будем сказать, что полностью ушли от их безучётного потребления.

 

Как она реализуется? Каждый прибор учёта становится элементом единой информационной системы, которая в режиме реального времени отражает объём и качество поставляемых ресурсов: давление, количество, температуру и т.д. Но для централизации учёта энергоресурсов и дистанционного управления их расходом необходимы:

 

а) узлы учёта, включающие расходомеры, тепловычислители, преобразователь температуры, датчики давления и т.д.  

 

б) оборудование для дистанционной передачи данных по каналам связи.

 

Что же сегодня бюджетные учреждения  имеют в своем распоряжении? Это разнородная масса средств учёта разных типов и классов, что препятствует консолидации фиксируемых ими данных в единый информационный массив. Так перед нами вырисовывается ещё и задача унификации используемых средств учёта. В этом смысле постановка вопроса о достигнутом стопроцентном оснащении средствами учёта энергоресурсов ошибочна. Организация учёта энергоресурсов – постоянно возобновляемый процесс. Например, обновление оборудования ведёт к изменению параметров энергопотребления, а значит – необходимости приобретения приборов учёта другого класса, точности и т.д.

 

Переходя к источнику финансирования столь масштабных работ, замечу, что городской бюджет зачастую несёт куда менее эффективные расходы. Например, на 2013 год запланировано приобретение 92 автоматических погодных регуляторов температуры в учреждениях образования общей стоимостью 18,5 млн. руб. Такое решение проблемы перетопов представляется сомнительным.

 

Погодный регулятор корректирует температуру в здании в зависимости от температуры наружного воздуха. Экономия от их внедрения бесспорна, но экономический эффект нужно соизмерять с обеспечением комфортных условий нахождения детей в дошкольных и образовательных учреждениях.

 

Я предлагаю взглянуть на проблему под иным ракурсом и приглашаю к её изучению специалистов-теплотехников управления ЖКХ и службы административно технического надзора. А может быть, нам незачем регулировать перетопы, вкладывая в это бюджетные средства, тогда как у теплоснабжающих организаций есть все технические возможности сбалансировать температурный режим непосредственно в разводящих сетях?

 

Возвращаясь к построению единой системы учёта энергоресурсов, очевидно, что такая система, управляемая единым оператором учёта, должна иметь единого координатора в структуре муниципалитета – службу, которая будет не только получателем данных учёта, но и экспертом, который сделает процесс ресурсопотребления социальной сферы управляемым, как и расходование бюджетных средств на оплату этих ресурсов. В этой роли мне видится именно служба административно-технического надзора, которая согласно Уставу наделена правом выполнять функции бюджетополучателя и муниципального заказчика.

 

С гораздо большей отдачей она проявила бы себя именно на поприще защиты интересов учреждений социальной сферы в их расчётах с коммунальными монополистами – а речь идёт более чем о сотне миллионов ежегодно!

 

Передача функций по оплате энергоресурсов профессиональной службе – вот то решение, которое создаст барьер для недобросовестных действий поставщиков коммунальных услуг и исключит возможность обременения городского бюджета неэффективными расходами на оплату коммунальных ресурсов.

 

 

 

Благодарю за внимание!

 

Просмотров: 1 193 Комментариев: 0