/Жизнь Новороссийска/

В Новороссийске вспоминают жертв крушения теплохода "Адмирал Нахимов"

 

В Новороссийске вспоминают жертв крушения теплохода "Адмирал Нахимов"

 

В район № 617 запрещается погружение водолазов, подводных аппаратов, а также совершения любых действий нарушающих покой захоронения жертв катастрофы" Адмирал Нахимов”1986 г. ПРИП № 4 2004 г.

 

В Новороссийске вспоминают жертв крушения теплохода "Адмирал Нахимов". В ночь на 1 сентября 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота.

31 августа 1986 года, в 23 часа 12 минут, круизный пароход "Адмирал Нахимов", на борту которого находилось более 1200 человек (897 пассажиров и 346 членов экипажа), столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" в Цемесской бухте близ Новороссийска. Погибшими в результате аварии крупнейшего в СССР морского лайнера, по официальным данным, считаются 423 человека. Навсегда остались под водой 64 человека, которых не удалось найти и поднять на поверхность

 

Пароход "Адмирал Нахимов", построенный в Германии в 1925 году и носивший имя "Берлин", достался Советскому Союзу в рамках возмещения ущерба после Великой Отечественной войны. В состав пассажирского флота Черноморского пароходства судно вошло в 1957 году и в течение 29 лет совершало круизы по Крымско-Кавказской линии.

 

В эту трагическую ночь "Адмирал Нахимов" вышел из порта Новороссийска, откуда должен был отправиться в Одессу с остановками в Сочи и Батуми. Однако в Цемесской бухте его под прямым углом протаранил сухогруз, у которого, как считается, отказала система автоматизированной прокладки курса (САРП). В результате столкновения образовалась пробоина размером около 90 кв. метров, и через семь минут, накренившись на правый борт примерно на 60 градусов, "Адмирал Нахимов" полностью ушел под воду.

 

Ежегодно, в течение 26 лет, в Цемесскую бухту Новороссийска отправляется "рейс скорби и памяти". В город приезжают оставшиеся в живых пассажиры лайнера, члены экипажа, а также родственники погибших. Более половины жертв трагедии были украинцами, включая экипаж. В этом году из Одессы прибыло более 30 участников «рейса памяти». На катере их доставят от причала Новороссийского морского вокзала к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, который до сих пор лежит на глубине 47 метров. На месте трагедии пройдет панихида, воды Черного моря обагряться от большого количества цветов.

 

Недавно в Одессе был создан музей, посвященный катастрофе 1986 года. В ближайшем будущем он должен стать базой для морских учебных заведений, где будут проходить обучение специалисты, работающие в экстремальных условиях.

 

Начальник отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы Новороссийской таможни полковник таможенной службы Игорь Алексеевич и главный государственный таможенный инспектор Татьяна Павловна Соломоновы вспоминают этот скорбный день.

 

«В ящике письменного стола у нас дома хранятся скромные женские часы, которые не одевались ни разу, на тыльной части надпись “За выполнение особого задания сентябрь 1986 г. г. Новороссийск”… Это память о днях, которые никогда не забудутся. Прошло двадцать шесть лет, но многие новороссийцы вспоминают трагедию пассажирского теплохода “Адмирал Нахимова” произошедшую в последний день августа месяца.

 

Первого сентября 1986 года, я молодой инспектор таможни спешу на работу, ярко светит солнце, настроение прекрасное. Зайдя в дежурку, увидел взволнованные лица сотрудников дежуривших ночью - ЗАТОНУЛ "АДМИРАЛ НАХИМОВ"! Погибло большое количество пассажиров! Ребята всю ночь слушали в эфире переговоры судов шедших на помощь, и доклады капитанов о трагедии. Начальник отдела берет меня с собой на прием теплохода “Петр Васев” идущий с грузом ячменя из портов Канады, теплохода который протаранил в районе мыса Дооб пассажира выходящего из Цемесской бухты.

 

Шли на рейдовом катере долго - больше трех часов, вокруг было очень много разных судов, продолжалась поисково-спасательная операция. Плавали какие-то обломки, судовые оранжевые жилеты, скамейки с прогулочной палубы, пятна солярки и судовой краски.

 

Подходим к новенькому сухогрузу, поднимаемся по трапу, на палубе прикрытые брезентом тела погибших (более 30). Команда теплохода в ужасе, заглядываем в каюту капитана Ткаченко за таможенной декларацией, его уже допрашивает следователь. После оформления всех документов, судно ставят на Центральный район порта, выставляют оцепление пограничников и сотрудников водного отдела милиции, экипажу запрещают покидать борт судна, боятся самосуда со стороны родственников погибших. На Западный район порта подогнали рефрижераторные вагоны, работали судмедэксперты, следователи, началась процедура опознания родственниками. Картина страшная, плачи, стоны, постоянно дежурят кареты скорой помощи, делают уколы, отпаивают успокоительными лекарствами. Здесь же работает и моя жена Татьяна – медсестра Горкома Красного креста, ее, как и всех медиков подняли ночью. Иногда она забегает ко мне на проходную, я отпаиваю ее горячим чаем, привожу из дома теплую одежду. Она ничего мне не рассказывает, нет слов, что бы передать переживания матерей потерявших своих детей.

 

Образована правительственная комиссия во главе с Гейдаром Алиевым по расследованию причин катастрофы. Каждый вечер он встречается с людьми на ступеньках горкома партии, местные власти делают все возможное, что бы хоть как-то помочь людям. Организовано их проживание, горячее питание, спасшимся привозят одежду. Жители города – героя забирают к себе домой многих пассажиров с Нахимова.

 

В ночь с 31 августа всего было спасено судами портофлота и пограничными катерами 836 пассажиров и членов экипажа, по официальным данным погибло 423 человека, и позднее, два военных водолаза. Когда, впоследствии, обратились в Правительство о поощрении спасателей, «всесильный» Алиев заявил: “Сначала по вине портовиков судно утопили, а сейчас награждать”.

 

Прошли годы, из Одессы на теплоходе “Юность” приходят в порт Новороссийск оставшиеся в живых пассажиры и их родственники, чтобы опустить в синие волны Цемесской бухты венки. “Петр Васев” сразу же переименовали в “Подольск”, потом продали, и ровно через 20 лет 31 августа 2006 года по странному стечению обстоятельств он пришел под панамским флагом и названием “Орбит” в наш порт…»

 

 

 

Материал подготовлен пресс-службой южного таможенного управления

 

Просмотров: 2 119 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив