/Политика/

Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 год

Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 годДоклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Сергея Мышака за 2014 год был представлен и принят к сведению депутатами на 32 сессии Законодательного собрания Краснодарского края.

Главная цель доклада – "провести всесторонний анализ состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, а также привлечь внимание к актуальным проблемам защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений".

В качестве материалов использованы обращения граждан, материалы СМИ и некоммерческих организаций, а также официальная информация органов власти и данные социологических исследований.В документе, в частности, рассказывается об итогах работы Уполномоченного за 2014 год; анализируются поступившие в его адрес обращения граждан и предоставляются отчеты о принятых мерах; даются рекомендации НКО и органам власти.

Портал ЮГА.ру приводит цитаты из доклада по "наиболее острым проблемам, которые были в фокусе общественного внимания в 2014 году". Полный текст доступен здесь

ОСАГО
Одной из острых проблем стала ситуация, возникшая на рынке страхования в Краснодарском крае. В адрес Уполномоченного поступали жалобы о нарушении страховыми компаниями прав потребителей при покупке полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), которые выражались в отказе в выдаче полисов под различными предлогами, навязывании дополнительных услуг, повышении страховых тарифов и прочее.

Анализ ситуации на рынке страхования показал, что происходило систематическое и массовое нарушение прав жителей Краснодарского края при покупке полиса ОСАГО, а в политике страховых компаний, можно было предположить наличие сговора.

К сожалению, руководство территориального управления ФАС вначале, видимо не разобравшись в сути проблемы, попыталось ограничиться обыкновенной отпиской с разъяснением норм действующего законодательства. Однако после повторного обращения Уполномоченного все же были приняты необходимые меры.
Наиболее быстро и эффективно отреагировала прокуратура Краснодарского края, в адрес которой было также направлено письмо. Органами прокуратуры были установлены случаи навязывания страховыми агентами при заключении договоров ОСАГО дополнительных договоров добровольного страхования жизни, здоровья, имущества.

По результатам проведенных проверок руководителям страховых организаций были объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона.

Транспорт
Еще одна острая проблема, вызвавшая массовое недовольство граждан в 2014 году – это транспортный вопрос.Одна его часть связана с работой переправы через Керченский пролив, который соединяет Крым с Краснодарским краем.

Многие жители Кубани и других регионов в 2014 году пытались посетить Крым, однако столкнулись с рядом серьезных препятствий. По разным оценкам весной-летом 2014 года длина очереди в порту "Кавказ" достигала от 7 до 14 км. Легковые автомобили ждали переправы по 18 часов, а грузовые фуры – по трое суток. 

Ситуация осложнялась полным отсутствием необходимой инфраструктуры: невозможно было нормально поесть, отдохнуть. Хочется надеяться, что в 2015 году власти сделают необходимые выводы.

Вторая часть транспортной проблемы связана с организацией движения в крупных городах. Например, в Краснодаре осенью 2014 года властями было принято решение о создании выделенной полосы для движения общественного транспорта на улице Северной краевого центра. Как только это решение было реализовано, вся улица Северная прочно "встала", движение по ней стало абсолютно невозможным. И только личное вмешательство губернатора Кубани А.Н. Ткачева смогло решить ситуацию: выделенная полоса движения была отменена.

Очевидно, что эти и другие решения органы власти должны принимать исключительно совместно с экспертами, представителями гражданского общества, некоммерческих организаций. Только в этом случае решение может быть взвешенным, продуманным и эффективным.

Взаимодействие власти и общества
Знаковым событием 2014 года стало выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 15-17 декабря. Такой представительный правозащитный десант высадился на Кубани впервые за всю ее новейшую историю.

Необходимо отметить, что Совет дал острую оценку взаимодействию между органами власти и третьим сектором. Например, по мнению члена Совета Е.А. Тополевой-Солдуновой, в крае отсутствует полноценный диалог между властью и региональными НКО, растет взаимное недоверие власти и НКО, которые оппонируют ей.

В какой-то степени с этим мнением можно согласиться. Тем более, что в последнее время наблюдается определенное усиление давления на некоммерческие организации.

Доля правозащитных общественных организаций остается достаточно небольшой при имеющейся высокой потребности в их деятельности (всего в Краснодарском крае в 2014 году было зарегистрировано 146 правозащитных некоммерческих организаций). Большую часть зарегистрированных в Краснодарском крае некоммерческих организаций, по-прежнему, составляют профессиональные союзы, организации ветеранов, инвалидов и другие.

По-прежнему низок удельный вес некоммерческих организаций экспертного уровня, которые могли бы выступать партнерами органов государственной власти и местного самоуправления в решении актуальных социально-экономических проблем.

Проблемы НКОВ конце 2014 года прозвучал неприятный и то же время тревожный сигнал для всех региональных НКО: против одной из ведущих некоммерческих организаций Кубани – Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов – Управлением Министерства юстиции по Краснодарскому краю было возбуждено дело по ч.1 ст.19.34 КоАП (Осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Ситуация, связанная с Краснодарской краевой общественной организацией выпускников вузов, требует пристального изучения. Именно поэтому Уполномоченный этот случай взял на особый контроль и обязательно примет участие в судебном разбирательстве, которое состоится в 2015 году.
 
Необходимо также прекратить видеть во всех НКО иностранных агентов, не допускать "охоту за ведьмами".Материальное положение многих НКО на Кубани по-прежнему неустойчиво. При этом очевидно, что бюджет любого уровня не может быть единственным источником финансирования. Необходимо кроме участия в грантовых программах разного уровня теснее работать с бизнесом, учиться зарабатывать самим. При этом важно не переступить грань, не превратиться в "коммерсантов", соблюдать заявленные в уставах организаций цели.

Необходимо также отметить слабое взаимодействие между средствами массовой информации и НКО. Население мало знает о деятельности некоммерческих организаций, не имеет опыта сотрудничества с ними. Большая часть организаций работает с ограниченным кругом граждан и не имеет ресурсов для того, чтобы заниматься своим информационным продвижением. Осложняют непростую ситуацию и слабые горизонтальные связи между НКО.

Сегодня потенциал гражданского общества задействован не в полной мере. Взаимодействие НКО с органами власти носит во многом фрагментарный характер, но в тоже время региональные НКО не консолидированы, действуют самостоятельно, на свой страх и риск.

Социальные права
В Краснодарском крае создана разветвленная система социального обслуживания, предусматривающая преемственность учреждений для граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, в зависимости от их жизненной ситуации. Однако не всегда граждане обращаются за помощью к государственным органам. Зачастую они обращаются за помощью к родным, знакомым или иным гражданам, которые обязуются предоставлять услуги по договору пожизненного содержания. Нередки случаи, когда по различным причинам, обязательства по уходу за пенсионерами и инвалидами, взятыми на себя гражданами, исполняются недобросовестно.

Важной проблемой в сфере социального обеспечения, является создание безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. По данным министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, в 2014 году приняты 93 программы и 353 плана, направленных на обустройство объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан. Предусмотрено для обустройства 1 383 объекта, из которых обустроено 259, в том числе в 2014 году – 72 объекта. На 191 объекте ведутся работы по обустройству.

Работа, проводимая в этом направлении, особенно заметна в г. Сочи и г. Краснодаре, но, к сожалению, в некоторых районах края она ведется недостаточно активно.Еще одна проблема – лекарственное обеспечение. Все граждане, относящиеся к федеральным льготникам, в том числе и инвалиды, имеют равные права на получение дополнительного лекарственного обеспечения. Вместе с тем, в жалобах по вопросу обеспечения бесплатными медикаментами в адрес Уполномоченного просматривается системность некоторых нарушений. 

В основном, это единичные обращения. Жалобы по вопросу обеспечения бесплатными медикаментами поступают из районов края и краевого центра, основная причина – не своевременное поступление препаратов, недостаточность финансирования.Также актуальной проблемой является обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем.

По органам местного самоуправления особо выделяется проблема неисполнения судебных решений, вынесенных по вопросам предоставления жилых помещений социально незащищенным категориям граждан. Следует отметить, что по данным министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, на 01.12.2014 года в крае 946 неисполненных решений судов об обеспечении граждан вышеуказанной категории жилыми помещениями.

Другой немаловажной проблемой Краснодарского края является незаконное строительство, нарушение условий долевого строительства, снос строений и прочее. Федеральным законодательством закреплено, что управлением в области долевого строительства Краснодарского края, на основании заявлений, осуществляется включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В настоящее время в данный реестр включено 307 граждан.

Пенитенциарная система
Хотелось бы также заострить внимание и на проблемах осужденных граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особенно тревожит ситуация, связанная с обеспечением занятости этой категории граждан, а также низкой оплатой их труда.

В настоящее время в учреждениях УФСИН России по Краснодарскому краю находится около 15 тысяч человек, из них трудоустроено только 30 %. Заработная плата трудоустроенных находится на уровне прожиточного минимума, но в то же время из этой суммы удерживаются средства на проживание, питание и коммунальные услуги.

В итоге гражданин получает мизерные средства, которые не позволяют ему нормально существовать, а после окончания срока – найти себя в обществе.

Отдельно следует остановиться и на проблеме условно-досрочного освобождения граждан, отбывающих наказание. В адрес Уполномоченного поступает много обращений, в которых граждане этой категории жалуются на необоснованные, как они считают, решения судов по условно-досрочному освобождению.Особое беспокойство вызывает проведение следственных действий с применением незаконных методов ведения следствия.

Поступившие многочисленные жалобы от подследственных и осужденных граждан, свидетельствуют об этом.ИтогиЛюбая власть не застрахована от ошибок. Косвенным подтверждением сбоев в работе органов власти является не уменьшающийся поток обращений и жалоб граждан, которые поступают к Уполномоченному. Зачастую жители Кубани обращаются к Уполномоченному, когда видят глухую, непробиваемую бюрократическую стену, когда больше нет другой надежды защитить свои права.

Остается актуальной необходимость разработки и реализации краевой целевой программы "Правовое просвещение населения Краснодарского края", которая позволила бы осуществлять мониторинг соблюдения прав человека на Кубани, а также обучать представителей правозащитных организаций и сотрудников органов государственной власти основам защиты прав человека.

Как и прежде, сохраняется убежденность в необходимости изыскания средств в краевом бюджете для проведения отдельного конкурса грантов для финансирования общественно-полезных программ правозащитных организаций.

Для дальнейшего взаимодействия органов власти и НКО необходимо создать широкую площадку, на которой представители органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой информации, научного сообщества, различные гражданские активисты получили бы возможность свободно общаться и обмениваться информацией.

Одной из таких площадок мог бы стать Гражданский форум Кубани или Ассамблея НКО, работа которых позволила бы осуществить всесторонний анализ ситуации и выработать современные подходы к решению имеющихся проблем.


***С полным текстом доклада вы можете ознакомиться на сайте кубанского омбудсмена.

Автор: Сергей Мышак

Просмотров: 1 150 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив