/Спрашивали-отвечаем/

Кто ответит за протечку крыши?

В связи с неоднократными обращениями потребителей в Службу -112 с вопросом о течи кровли, управление по защите прав потребителей разъясняет выход из сложившейся ситуации.

Первое, что необходимо сделать в такой ситуации, - безотлагательно обратиться в управляющую организацию. По Жилищному кодексу РФ, кроме своих квартир, у собственников помещений есть часть общего имущества. К местам общего пользования в многоквартирном доме относят межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные помещения, чердаки, технические этажи и подвалы. Каждый собственник владеет еще частью крыши, несущих конструкций и частью земельного участка, на котором стоит дом. Положением Закона определено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц с учетом выбранного способа управления многоквартирным жилым домом. Управление многоквартирным жилым домом может осуществляться: управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и непосредственным управлением. В любом случае собственники обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям. В случае с управляющей компанией жильцам назначается ежемесячная плата за содержание и ремонт общедомового имущества. Другое дело, кто отвечает за проведение и качество ремонта, управляющая организация или тот подрядчик, которого она определила для выполнения работ. В любом случае жильцам стоит обращаться именно в эти организации.

   

Обыденная ситуация: Вы заметили, что с потолка Вашей квартиры закапала вода или похуже - вода ручьем течет по стенам, попадая в выключатели, розетки, затапливая бытовую технику и мебель.  

 

В такой ситуации необходимо сразу же звонить в аварийную службу обслуживающей организации. Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда определен срок устранения протечки кровли - 1 сутки. Сразу после обращения жителей формируется комиссия, члены которой выезжают на место аварии и составляют акт. Потребитель имеет право в течение трех дней получить от управляющей компании акт о протечке крыши и нанесении ущерба имуществу жильца. У потребителя в сложившейся ситуации есть варианты решения проблемы: либо согласиться на ремонт квартиры силами управляющей организации, либо требовать денег для возмещения ущерба. При этом собственник имущества должен написать заявление на ремонт или на возмещение материального ущерба. Если потребитель согласился на ремонт, надо учитывать, что четких сроков выполнения работ нет. Как минимум месяц придется жить в промокшем помещении и ждать, когда оно просохнет. В случае возврата денег потребитель может обратиться в управляющую компанию для составления сметы расходов. Наиболее спорные ситуации возможны при подсчете ущерба самостоятельно, т.к. в большинстве случаев управляющие компании не соглашаются с подсчетами собственников. Тогда жильцам необходимо будет проводить независимую экспертизу. Если виновник протечки крыши так и не согласится с размером причиненного ущерба, то у потребителя только один выход из сложившейся ситуации – обратиться в суд.

      

При обращении в суд потребитель может в судебном порядке требовать от виновника не только возмещения убытков, но и возмещения ущерба, нанесенного здоровью потребителя и моральной компенсации.

 

Советы юриста: Попасть в такую ситуацию, в один прекрасный день обнаружив, что протекла крыша, неприятно, но если это все-таки произошло, пришла пора действовать решительно.  К подобной ситуации, если вы проживаете на последнем или предпоследнем этажах, готовиться рекомендуется заблаговременно. Если в доме давно не ремонтировалась и не менялась крыша, не стоит дожидаться, когда с потолка польются реки. Резоннее обратиться в эксплуатирующую организацию с напоминанием о необходимости проведения ремонта. Письменное обращение обязательно скопируйте и дожидайтесь, когда вам придет официальный ответ. Отреагировать на письмо управляющая компания должна в срок не менее месяца. Кроме того, сегодня у коммунальщиков существуют крайние сроки, в которые они должны устранять недостатки по письменным заявлениям. Но даже в том случае, если на письмо ответили, а работы так и не произвели, советуем сохранить документ, быть может, впоследствии, если появится необходимость подачи заявления в суд, он вам пригодится.

 

Впрочем, даже если залило квартиру неожиданно, и вы этого не ожидали, отчаиваться не следует. Сразу же свяжитесь с аварийной службы эксплуатационной организации. Они обязаны выслать к вам своего сотрудника, который зафиксирует факт аварии. При этом в обязательном порядке настаивайте на составлении акта, в котором будут полностью и подробно описаны повреждения, нанесенные помещению потопом. Делать это следует тщательно и скрупулезно, не пропуская ни малейшей детали. Таким образом, оценка ущерба квартиры будет произведена с максимальной степенью точности. Обязательно проследите и за тем, чтобы у вас остался один экземпляр составленного акта, это поможет вам избежать нервотрепки в том случае, если у сотрудников управляющей компании появится желание переписать акт и уменьшить объем нанесенных повреждений. Акт следует составлять даже в том случае, если ущерб, нанесенный квартире, кажется вам незначительным. Дефекты могут проявить себя позже, когда следы от потопа высохнут.

        

Кстати, при оценке ущерба квартиры очень помогут чеки и квитанции на испорченную мебель и оборудование, поскольку они документально подтверждают ценность того или иного предмета.

        

Дождавшись полного высыхания помещения, следует в очередной раз обратиться в жилищно-эксплуатационную службу и попытаться решить вопрос ремонта кровли без обращения в суд. Если же мирным путем уладить проблему не получилось, следует обратиться в управление по защите прав потребителей, и в дальнейшем обращаться в суд. Прежде чем подавать заявление в суд, стоит пригласить специалистов, которые проведут независимую экспертизу для определения ущерба, а также составления сметы. При этом у компании, занимающейся данными видами работ, в обязательном порядке должна быть лицензия на деятельность, связанную с оценкой недвижимости и составление сметной документации. До вызова независимого эксперта ни в коем случае не устраняйте следы повреждения квартиры.

 

 

Дела по затоплению квартир попадают в суд нередко, и решаются они чаще всего в пользу истца.

Просмотров: 1 310 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив