/Культура/

«Горяч и в правде чёрт» – неизвестные факты о Г. Р. Державине раскрывает Президентская библиотека

14 июля 2019 года исполняется 276 лет со дня рождения Гавриила Романовича Державина, первого поэта России своего времени, неординарного и успешного государственного деятеля: он был губернатором Олонецкого и Тамбовского наместничеств, кабинет-секретарём Екатерины II, министром юстиции России и вышел в отставку в звании сенатора и действительного тайного советника.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией Г. Р. Державин (1743–1816), состоящей из редких материалов: военных записок, стихов и нот песен, написанных на слова поэта. Тут же – цифровые копии воспоминаний современников, оды и пьесы самого Гавриила Романовича.

«14 июля 1743 года у бедного офицера, служившего в Казани, родился сын, названный Гавриилом. Это и был будущий русский поэт-министр, – пишет в своей работе Поэт-наместник (1885) граф Евгений Турменир. – Новорождённый был так слаб и худ, что его, по тогдашнему обычаю, запекали в хлебе, то есть клали в тёплое тесто». На этом злоключения потомка древнего татарского рода не закончились. В 1762 году Державина, не закончившего гимназию, вдруг затребовали в Петербург, в Преображенский полк. Выяснилось, что недоросль Гаврила Державин – по нерадению ли родителей или недоразумению – не был с малолетства зачислен в дворянскую воинскую службу и должен теперь служить в солдатах. Начался почти десятилетний период солдатской службы будущего поэта. Вместе с Преображенским полком он участвовал в дворцовом перевороте 28 июля 1762 года, присягал на верность императрице Екатерине II, таланты и государственный ум которой впоследствии воспел в оде «Фелица».

В академическом издании Я. К. Грота «Жизнь Державина по его сочинениям и письмам и по историческим документам. Т. 2» (1883) освещаются самые яркие и сложные вехи восхождения Державина от солдатского звания к офицерскому, а в дальнейшем и к генерал-губернаторскому чину, к статусу придворного высшей касты. Анализируя причины столь стремительной и блестящей карьеры, автор отмечает прежде всего патриотизм Державина, проявившийся, в частности, в период его волжской экспедиции, направленной на усмирение войска Емельяна Пугачёва. В главе книги Грота «Рапорт кн. Голицына об экспедиции Державина» читаем: «Сей поручик Державин 30 минувшего августа с собранными пятьюстами крестьянами выступил в поход прямо на Узени, перехватил до тысячи хищников Киргиз-Касак и оных тут разбил». Бесстрашие Державина-военного раскрывается и в раритетной книге Грота 1861 года «Деятельность и переписка Державина во время Пугачёвского бунта».

В период правления императоров Павла I и Александра I Державин продолжал активно участвовать в государственной жизни страны, занимая высокие должности: правителя канцелярии Сената, государственного казначея, министра юстиции. Широко известно, какое деятельное участие принимал Гавриил Романович в становлении Царскосельского лицея первого, пушкинского набора.

Одновременно росла слава Державина как поэта – новатора в области языка, писавшего оды и лирические стихотворения, которые перекладывались на музыку, а также острую сатиру на придворных мздоимцев и бюрократов. Сюжеты брал из жизни: в один из томов в один из томов «Сенатского архива»включён подробный отчёт Г. Р. Державина по делу Д. А. Лопухина, одному из самых заметных коррупционных дел конца XVIII – начала XIX века.

О том, насколько серьёзно относился Державин к службе государевой, говорят и опубликованные после его смерти «Записки Гавриила Романовича Державина. 1743–1812». В предисловии к изданию 1860 года П. Бартенев пишет: «Записки Державина до сих пор были известны весьма немногим любителям отечественной старины. Изредка и глухо упоминалось об них в некоторых сочинениях, например у Пушкина, в „Истории Пугачёвского бунта“… Историческая важность их не подлежит сомнению. По занимательности и обилию сообщаемых известий они могут быть поставлены в ряду с записками кн. Шаховского, кн. Щербатова, княгини Дашковой и Екатерины II. <…> Но и тут обнаруживается пылкий нрав Державина. Положивши себе писать о служебном поприще, он беспрестанно делает отступления, так сказать, проговаривается и сообщает нам разного рода живые и занимательные подробности. Собственное его выражение про себя: горяч и в правде чёрт могло бы быть поставлено эпиграфом к его Запискам».

В «Записках…» Державин, например, описывает (рассказывает о себе в третьем лице), как однажды, будучи губернатором, столкнулся с тем, что олонецкий наместник сочинил целую книгу законов, «им написанных и императорскою властью не утверждённых», и жёстко требовал от подчинённых их исполнения. «Но они не сообразны были, – пишет Державин, – например: приказал наместник директору экономии подавать себе годовые ведомости, сколько в каждом месте десятин лесов засажено или посеяно, в то время как Олонецкая губерния наполнена непроходимыми тундрами и лесами, и в таком разводе лесов нужды не настояло; словом, удивясь такой дичи и грубому дерзновению, усумнился Державин принять те законы к исполнению». Как отметил в своей работе «Поэт-наместник» Евгений Турменир, «он был ревностный чиновник и даже ставил свою государственную службу выше своих литературных занятий».

Нравственные ориентиры, обозначенные в произведениях Державина и подкреплённые всей его жизнью, позволили журналисту и писателю Н. Н. Новикову написать в 1912 году «Катехизис истинно русского человека, составленный согласно с воззрениями Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Аксаковых, Хомякова и других лучших истинно русских писателей». Там он отметил приоритет поэта в постановке проблемы общественной и личной свободы: 

«Ошибочно было бы, однако, думать, что Пушкин и Лермонтов первые из русских поэтов восстали против „свободы, гения и славы палачей“: принадлежавший к гораздо более раннему поколению Державин с неменьшим негодованием говорил в своём стихотворении о тех, которые „видят – и не знают“, о „земных богах“: „Злодейства землю потрясают, / Неправда зыблет небеса…“».

В посвящении к «Катехизису…» написаны слова, как нельзя более точно выражающие человеческую и гражданскую сущность Гавриила Романовича Державина, равно как и всех других из этого списка: «Незабвенной и благородной памяти людей, душу положивших за материальное и духовное освобождение русского народа».

 

Источник: пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 684 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.