/Культура/

Боль в кино и литературе с трёх разных ракурсов. Часть 1

Примечание: "боль", "причинение боли" и "насилие" в данной статье являются взаимозаменяемыми понятиями.

Насилие с эстетической точки зрения - это самая интересная, самая привлекательная и самая кинематографичная вещь. Не только само насилие, но и боязнь насилия.

— Квентин Тарантино, режиссёр.

В любой художественной литературе, сколько она существует, вполне может присутствовать насилие как таковое. Но важно под каким углом зрения даётся тема.

— Маргарита Гуминенко, поэт, писатель, автор ряда статей о кино и литературе.

Так почему мы испытываем к насилию отвращение и страх? Что заставляет нас на нём сосредотачиваться и относиться холодно, при этом сопереживая главному герою? И почему нам смешно воспринимать чужую боль? В данной статье я постарался ответить на все эти вопросы. Однако по порядку.

Страх. Шок. Антипатия. Отвращение

Именно так определяет жанр "ужасы" английский писатель, лексикограф и литературовед Джон Энтони Каддон. Дополняют эту мысль слова основательницы готического романа Энн Рэдклифф о двух постоянных элементах этой области: "террор" и "хоррор". Первое - ужас до случившегося, второе - мерзкий кошмар после.

Такую градацию отчасти подтверждает, например, рассказ Стивена Кинга "Корпорация «Бросайте курить»". Главный герой (Моррисон) по совету друга (Маккэнна) обращается в компанию с одноимённым названием, где ему ставят ряд условий. Если он закурит после обращения, то его жену посадят в закрытую комнату и ударят слабым зарядом тока. А после - ещё ряд наказаний, последнее из которых: его жене отрежут мизинец.

И это типичный представитель "террора". Никакое из наказаний нам не показывают, а лишь нагнетают каждый раз. И читатель вынужден гадать. Бросит ли главный герой курить? До какой стадии он дойдёт? Увижу ли я хотя бы одно из наказаний? И так до самого конца, где и наступает пик "террора":

Моррисон и Синди случайно встречают в театре Джимми Маккэнна с женой… Моррисон пожимает ей руку. У нее странное рукопожатие. Только в середине второго действия Моррисон понимает, почему у жены Маккэнна на правой руке нет мизинца.

Режиссёр Джеймс Ван идёт дальше. Он играет понятиями "террора" и "хоррора" на протяжении всего фильма. Например, в фильме "Пила: Игра на выживание" нам часто показывают жертв маньяка, которые, в конце концов, вынуждены жестоким образом погубить себя. Таким образом до этого случая зритель испытывает страх от предвкушения неизбежного, а после - отвращение. И вновь пик этих ощущений приходится на последние минуты фильма (см. кадры ниже):

Несколько часов назад пристёгнутый к батарее за ногу Гордон понимает, что пилить нужно не цепи. Маньяк намекает на ногу. Только в конце, уставший и отчаявшийся, он решается это сделать. На его лице чётко отображаются: отчаяние, подавляемый страх и невыносимая боль. А блёклые стены старого прогнившего туалета и зловещая тишина только ещё больше давят на эмоциональное состояние. Зритель же, с ужасом ждавший этого момента, под влиянием всех этих факторов при просмотре съёживается от мерзкого зрелища.

В комментариях к DVD версии фильма сказано, что большое количество ловушек маньяка создатели почерпнули из собственных ночных кошмаров. И это действительно соотносится с ощущениями, которые зрители испытывают при просмотре такого кино. Ведь на протяжении сна тебе страшно, а потом случается неизбежное. И сознание вырывает тебя из кошмара, не желая принимать такую реальность.
Но насилие - это не всегда страх. Продолжение следует...

Автор: Марк Тютюнник

Просмотров: 605 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.