/Культура/

Большой театр объявил премьеры и новую схему рассадки зрителей

После открытия юбилейного 245-го сезона гастролями в древнем городе Херсонесе Большой театр обнародовал свои планы. Поскольку сбора труппы из-за пандемии театр решил не проводить, пресс-служба Большого просто разослала эти планы журналистам по электронной почте. Итак, после показа гастрольной программы в Крыму, театр наконец открывает свой юбилейный сезон уже в Москве на Исторической сцене: 6, 8, 10 сентября к такому случаю покажут спектакль «Дон Карлос», в котором примет участие оперная дива Анна Нетребко.

Первый балетный спектакль в Москве состоится 12 сентября: и это будет «Дон Кихот», который будет показан благотворительно для врачей, самоотверженно спасающим жизни людей во время пандемии. Для начала, получив релиз, я позвонил в пресс-службу театра, чтобы выяснить по поводу рассадки зрителей, поскольку перед закрытием сезона в театре говорили, что при требованиях «шахматной» рассадки театр может и не открыться до конца пандемии. Напомню, что Парижская Опера и американские театры планируют открыть сезон только после Нового года. Сейчас позиция театра по этому вопросу несколько изменилась. В пресс-службе мне заявили буквально следующее: «Будем придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора. Семьи рядом, между ними одно место».

Также до последнего времени из театра доносились слухи о какой-то загадочной премьере одноактных балетов, которую репетируют артисты. Состояться, как говорили, она должна была уже в начале сентября. Слухи пока не подтвердились. Действительно, в театр сейчас приехали четыре иностранных хореографа и артисты что-то репетируют, но официально об этом не объявляют. Возможно, это будет что-то сверх плана и в другое время.

А официальные планы театра таковы. Большой планирует в 245-ом сезоне представить три балетные и семь оперных премьер, провести фестивали, концерты в Филармонии, побывать на гастролях в Европе и Южной Америке (Аргентина); принять на своих сценах международный конкурс балета Юрия Григоровича.

Прежде всего намечают показать ряд премьер, неосуществленных в конце предыдущего сезона, прерванного карантином. Пресс-служба заявила: всё, что «Большой театр не успел осуществить из-за эпидемиологической ситуации в 244-ом сезоне будет осуществлено в ближайшие два года». Так, в 245-ом сезоне состоятся премьеры одноактных балетов российских хореографов на музыку отечественных композиторов (18 декабря 2020) — «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка Ю. Красавина), «Времена года» Артемия Белякова (музыка А. Глазунова), «Сделано в Большом» Антона Пимонова (музыка А. Королева), которые должны были быть показаны еще в конце марта предыдущего сезона. Из опер также появятся в новом сезоне на Камерной сцене оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга», «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая Роза» Удо Циммермана (6-8 мая 2021).

Обращает на себя внимание и тот факт, что мистический балет «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова в постановке хореографа из Словении Эдварда Клюга (премьера была намечена ранее на конец мая) в этом сезоне, тем не менее, не состоится. Его, по-видимому, от греха подальше решили перенести на следующий сезон. Такое с творением Булгакова в Большом происходит не впервые: гений отечественного балета - Юрий Григорович - когда-то также не смог создать свой балет на этот сюжет для Большого. И вот ситуация опять повторяется.

Запланированы в 245-ом сезоне и премьеры, не объявленные ранее. В балете особенность сезона заключается в том, что все пять премьер - это оригинальные произведения. Так, известный немецкий хореограф, руководитель балета в Цюрихе Кристиан Шпук покажет в марте на Новой сцене премьеру балета «Орландо». В спектакле будет использована музыка Антонина Дворжака и Макса Рихтера. Творчество этого хореографа довольно хорошо известно московским балетоманам. На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко при Игоре Зеленском шёл его балет «Анна Каренина». Также Цюрихский балет два года назад показывал в Москве и Петербурге спектакль К. Шпука «Щелкунчик».

Продолжит в 245-ом сезоне театр и своё сотрудничество со своим экс-премьером, а сейчас хореографом в Сан-Франциско Юрием Посоховым. Ранее на сцене Большого шёл его балет «Золушка». Бешеным успехом сейчас пользуются созданные специально для Большого театра его балеты, поставленные вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым - «Герой нашего времени» и «Нуреев». В этом сезоне хореограф вернётся для того, чтобы осуществить постановку балета «Чайка». На этот раз его соавтором станет режиссёр Александр Молочников. Музыку к балету по заказу театра пишет композитор из Санкт-Петербурга Илья Демуцкий – как раз автор партитур балетов «Нуреев» и «Герой нашего времени».

Из других важных балетных событий - юбилей великого танцовщика Большого театра Владимира Викторовича Васильева. Он также был перенесен из прошлого сезона, поскольку своё 80-летие великий артист справлял 18 апреля. На Исторической сцене с 15 по 22 ноября в честь танцовщика запланирован целый балетный фестиваль: будут показаны спектакли, в которых он блистал на сцене Большого театра («Дон Кихот») и которые ставились в театре специально на него («Спартак», «Щелкунчик»). Завершит юбилейные торжества новая премьера Владимира Викторовича - спектакль Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля «И воссияет вечный свет» на музыку В.А. Моцарта. Причем Васильев, как и всегда в последнее время, предстанет здесь не только постановщиком и хореографом, но и сценографом. Специально для этого спектакля артист, уже как художник, создал свои эскизы.

Отметят в Большом театре в этом сезоне, как и планировалось ранее, 95-летие великой балерины Майи Плисецкой: 20 ноября в день её рождения Большой покажет на Исторической сцене юбилейный гала-концерт, постановщиком которого будет Андрис Лиепа.

Из оперных премьер главная и даже сенсационная состоится в феврале на Исторической сцене: «Саломея» Рихарда Штрауса в режиссуре Клауса Гута. Один из самых знаменитых оперных постановщиков современности с оперой Большого театра будет работать впервые. Это совместная постановка Большого и Метрополитен-оперы, о котором несколько лет назад Большой театр торжественно объявлял. Тогда было заявлено о трёх совместных постановках, и «Саломея» как раз первая из них. Через год после московских показов спектакль будет представлен публике Нью-Йорка. Музыкальный руководитель постановки - Туган Сохиев.

Другая крупная премьера на Исторической сцене намечена на июнь: она уже из русского оперного наследия - «Мазепа» П.И. Чайковского. Спектакль будет поставлен в режиссуре Евгения Писарева, декорациях Зиновия Марголина, костюмах Ольги Шаишмелашвили (та же творческая команда, которая два года назад с успехом осуществила в Большом театре постановку оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»). За дирижёрским пультом — тот же Сохиев.

Кстати, запланировал на этот сезон Большой театр и фестиваль, посвящённый 180-летию со дня рождения Чайковского. Он будет проходить с сентября по декабрь на всех площадках театра. В его программу войдут оперные и балетные спектакли театра «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Черевички», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Пройдёт цикл концертов в Бетховенском зале — «Антология романсов Чайковского» будет подготовлен учащимися Молодёжной оперной программы вместе с маэстро Ивари Илья (Эстония). Камерные произведения композитора представят музыканты оркестра ГАБТ. Особым событием станет концерт Игоря Головатенко и Аллы Демидовой — «Чайковский в письмах и романсах».

Кроме того, на апрель на Новой сцене намечена премьера «Тоски» Джакомо Пуччини. Она вернётся в репертуар Большого в постановке итальянского режиссёра и художника Стефано Пода. Дирижёр - Джакомо Сагрипанти.

Большой театр считает важным знакомить публику с малоизвестными оперными произведениями. Так, за последние три сезона в рамках сотрудничества с Английской национальной оперой и фестивалем Экс-ан-Прованс были показаны спектакли «Роделинда», «Альцина», «Дидона и Эней». В этом сезоне на Новой сцене состоится премьера оперы Г.Ф. Генделя «Ариодант» в постановке известного оперного режиссёра Дэвида Олдена, не так давно прогремевшего у нас постановкой оперы Бриттена «Билли Бадд». Дирижёр - Джанлука Капуано.

Музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» Д.Д. Шостаковича будет поставлена на Камерной сцене театра режиссёром Иваном Поповски. Это его вторая работа в Большом, где в своё время по приглашению маэстро Ростроповича им была поставлена опера С. Прокофьева «Война и мир».

Ну а в самом начале сезона (21 октября) выдающийся певец Пласидо Доминго, чье выступление в Большом также было сорвано из-за пандемии, продирижирует оперой «Манон Леско», а 24 октября со своими друзьями-коллегами вокалистами выступит на Исторической сцене в гала-концерте в сопровождении оркестра Большого театра.

Как всегда, в фойе Исторической и Новой сцены пройдут выставки из архива музея театра. На этот раз они будут посвящены творчеству М. Плисецкой, В. Васильева, Н. Бессмертновой, Т. Сорокиной, Б. Акимова, Ю. Кондратова, Я. Сеха и А. Огнивцева. Запланирована и выставка “Гений ХХ века” к 130-летию со дня рождения С. Прокофьева.

Источник: https://www.mk.ru/

Просмотров: 391 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.