/Культура/

Фольклорный час «Русское красноречие»

 

Почему речь одних людей вызывает живой интерес и внимание, а других слушают, зевая от скуки? Можно ли научиться правильно и красиво говорить? Что для этого нужно? Начиная фольклорный час «Русское красноречие», прошедший 25 июля в детской библиотеке-филиале № 4 (ул. Видова, 123), главный библиотекарь Исаенко Маргарита Владимировна попросила ребят 2-4 классов (10 человек) в 2-3 предложениях рассказать о прочитанной книге, предварительно включив диктофон на мобильном телефоне. В речи каждого были заминки, несвязные предложения, слова-сорняки: «как бы», «на самом деле», «ну», «это» и другие. Первый совет библиотекаря детям – учиться контролировать, что и как говоришь. Попробуйте и вы записать свою речь. Многие бывают удивлены, услышав собственный голос со стороны.

 

 

Русский язык – один из самых распространенных, богатых и красивых. Мы все помним проникновенные строки И.Тургенева, К.Паустовского, В.Белинского о родном языке. Но он не существует сам по себе, живым делаем его мы, бережно относясь к нему и грамотно его используя. Как сказал Александр Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Познакомив ребят со значениями слов «орфоэпия», «дикция», «интонация», мы обратились к истокам русского красноречия – фольклору. Дети с удовольствием отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, соревновались в четкости и быстроте произнесения скороговорок. Попробуйте и вы быстро и отчетливо сказать: «Дает Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладет Катеринка». Прозвучал второй совет библиотекаря: если хотите научиться ярко и образно говорить, читайте сказки, заучивайте пословицы, поговорки, скороговорки. Недаром основоположник русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин с удовольствием слушал народные сказки, песни в исполнении своей няни Арины Родионовны.

 

В конкурсе «Сочинялки» предлагалось к началу рассказа Виктора Драгунского «Что я люблю» добавить продолжение. Потом было интересно сравнить свои выдумки с оригиналом. Третий совет: если вы хотите красиво, связно и правильно говорить, читайте много художественных книг, особенно писателей-классиков, слушайте аудиокниги. Ребята отлично справились с подбором синонимов, антонимов и однокоренных слов, расстановкой ударения. Четвертый совет - чаще заглядывайте в словари: толковые, орфоэпические, фразеологические, этимологические и другие. На выставке для читателей были представлены словари и справочники Ольги Ушаковой, сборники пословиц, поговорок, скороговорок, загадок. Всем известно, что важно не только то, что человек говорит, но и с какой интонацией. Дети прочитали стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» грустно и весело, поняли, что в зависимости от интонации меняется впечатление, настроение и даже смысл. Все эти задания убедили читателей, что родной язык, так же, как и иностранный, требует к себе внимательного отношения и постоянной тренировки, тогда наша речь будет грамотной, связной и красивой.

 

Просмотров: 763 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив