/Культура/

Даниил Гранин: Человек может много, может все и еще столько же

1 января 2016 года исполняется 97 лет писателю Даниилу Александровичу Гранину. С Президентской библиотекой его связывают давние творческие отношения; они вылились, в частности, в создание документального фильма «Время вспомнить. Даниил Гранин» – в нем выдающийся русский прозаик, вспоминая прошлое, размышляет о будущем культуры, искусства и общества. Картина в сжатой форме раскрывает философию писателя, публициста и философа.

Биография писателя – это его книги. Книги Даниила Гранина произрастают из его весьма необычной творческой биографии. Инженер по образованию, который, трудясь в КБ Кировского завода, «начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях, ушедший на войну ополченцем, а вернувшийся командиром роты тяжелых танков, Гранин незаметно для других и, главное, для себя, прошел сложную фазу писательского становления. Энергетика, строительство гидростанций были тогда суперсовременными профессиями, как ныне, скажем, ядерная физика или нанотехника. О многих корифеях отечественной электротехники ходили легенды, они были своенравны и напористы, не соглашались с общепринятыми теориями, конфликтовали, добиваясь своего… Все в них было чрезвычайно интересно молодому коллеге, который стал задумываться над тем, почему инженерная, исследовательская работа способна предельно развить в человеке чувство независимости. В конце 1948 года бывший фронтовик вдруг написал рассказ про аспирантов под названием «Вариант второй». С легкой руки Юрия Павловича Германа, который ведал прозой в журнале «Звезда», рассказ был напечатан почти без правок. 

Абрис в области литературных интересов был очерчен. После выхода в свет романа «Искатели» Гранин ушел из аспирантуры Политеха. А после сдержанной честной мужской прозы, исследующей нравственные основы научного поиска в романе «Иду на грозу», читающему сообществу большой страны стало ясно: в литературу пришел крупный писатель «от науки».

Граниным была написана блестящая серия документальных произведений об ученых, которой зачитывались читатели большой страны. Необычной, неожиданной для всех стала книга «Эта странная жизнь» (1974) о советском гении тайм-менеджмента Александре Александровиче Любищеве – человеке, который планировал и учитывал каждую минуту своей жизни, т.е. привел технику тайм-менеджмента к возможному максимуму. Однако технократическими его придумки не назовешь. В своем сочинении Гранин показывает, что тотальный контроль своего времени привел его героя отнюдь не к механизации жизненных процессов и отрешенности от мира, а, напротив, – к насыщенной, богатой и плодотворной истории идей и творчества нестандартно мыслящего ученого.

Большим литературным событием стал в 1987 году выход повести «Зубр» о жизни и творчестве ученого-генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского. Гранин знал лично своего героя, общался с ним, восхищался его могучим интеллектом, «талантищем», смелостью и нестандартным взглядом на происходящее. Он сравнивает его с исчезающим видом животных – зубром: «густая седая грива его лохматилась»; «он был тяжел и тверд, как мореный дуб».

Герой повествования Николай Владимирович как-то в шутку сказал Гранину, что пошёл в науку «потому, что тогда этих паразитов, научных работников, было немного и большого вреда своему отечеству они не приносили». Сам он прожил в интересующей его области исследований большую яркую жизнь, создав собственную научную школу, способную противостоять «лысенковщине» и другим проявлениям мимикрирующей лженауки. Но и лиха натерпелся в сталинских лагерях в полном соответствии со страшными стандартами ГУЛага.

«Злой рок лишал его то родины, то сына, то свободы и, наконец, честного имени. …Он хотел заниматься одной наукой, жить в её огромном прекрасном мире, где он чувствовал свою силу. А политика настигала его за любым шлагбаумом, за институтскими воротами. Нигде он не мог спрятаться от неё». Феномен Зубра писатель видит в сохранении героем внутренней свободы и независимости, моральной прочности во времена, когда страх был постоянным фактором бытия и предопределял поведение людей.

Только писатель, наделенный органической потребностью в свободе и прямо-таки «вольтеровским» чувством справедливости, мог встать на защиту опального ученого. Написать в соавторстве с Алесем Адамовичем «Блокадную книгу», после прочтения которой люди понимали: такой правды о блокаде не говорили ни до, ни после. Две главы книги увидели свет только после отмены советской системы цензуры.

«Сколько может выдержать человек? – задается вопросом писатель и отвечает: гораздо больше, чем ему кажется. Человек может много, может все и еще столько же».

Просмотров: 1 292 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.