/Культура/

Краеведы и музейщики из Вязников спасли единственную в России паровую машину Уатта

На территории Вязниковского историко-художественного музея расположился деревянный павильон, больше напоминающий дачный домик. В нем стоит легендарная паровая машина, гордость местных фабрикантов XIX века. Чтобы увидеть необычный экспонат, в Вязники приезжают туристы из разных уголков России и иностранцы. Сотрудники районного музея рассказали РП, как удалось спасти и сохранить паровую машину, которую едва не отправили на переплавку.

Функциональная и красивая

В светлом деревянном павильоне можно передвигаться только по стеночке. Внушительный экспонат расположен в центре помещения.

— Посмотрите, какая махина. Конечно, оборудование всегда должно быть функциональным. Но как красива эта паровая машина, — замечает заведующая экскурсионно-массовым отделом Вязниковского историко-художественного музея Наталья Щурий. — Хотя, конечно, людям, работавшим на ней, было не до красоты…

Паровая машина Джеймса Уатта появилась в Вязниках в середине XIX века. В то время на местных фабриках, славившихся на всю Россию, началось внедрение ткацких станков, паровых и льнопрядильных машин.

Одними из первопроходцев в техническом перевооружении фабрик считались вязниковские купцы и промышленники Елизаровы. Ефим Елизаров в 1828 году первым в России ввел на своей фабрике механическое прядение, установив на производстве английскую льнопрядильную машину. Его сын, Василий Елизаров, в 1861 году выписал из Англии паровую машину мощностью в 10 лошадиных сил, 10 самоткацких станков, шпульную и клеильную машины, а также другое оборудование. Смета, заполненная каллиграфическим почерком, сегодня висит на стене музейного павильона. Механизмы с учетом доставки обошлись Елизарову в 6 тыс. 674 рубля — огромную сумму для того времени.

После установления Советской власти в 1918 году собственность фабрикантов была национализирована.

— Новая власть принимала решения по каждому производству. Фабрику Елизарова закрыли, поскольку она на тот момент оказалась нерентабельной, — рассказывает Наталья Щурий. — Сложно сказать, почему это произошло. Но статистические данные свидетельствуют, что еще при жизни владельца фабрика была на грани банкротства. Владимир Елизаров, сын Василия Елизарова, в течение 37 лет был городским головой. Он серьезно, по-настоящему занимался городом — например, провел электричество и телефонную связь. Можно предположить, что он не мог разорваться и не делал необходимых капиталовложений в производство. Вот и дышала на ладан фабрика.

Новые городские отцы приняли решение сдать станки и оборудование Елизарова на металлолом. Паровую машину разобрали. Некоторые ее части, как свидетельствует краеведческая литература, оказались на барже, которая стояла на Клязьме, вблизи пристани. Именно здесь проводили сбор утиля.

— Внедрение паровой машины в свое время способствовало качественному улучшению работы фабрики Елизарова. Но шло время — в начале XX века, по сути, на предприятиях уже были машины мощностью в 100 лошадиных сил, так что эта паровая машина для производства не годилась, — отмечает Наталья Щурий. — Баржа должна была идти в Нижний Новгород, где машину просто бы переплавили. Однако в ситуацию вмешались местные жители во главе с краеведом Александром Куликовым. Счастье, что в 20-е годы XX века в городе уже существовал музей. Краеведы и музейщики забрали детали машины с баржи. В 1928 году на территории музея был построен павильон, в котором экспонат стоит и сегодня. У нас нет достоверных данных, как именно восстанавливали машину: то ли это делали по документам, то ли приложили руку знающие люди, работавшие в свое время на фабрике. Но аппарат сегодня выглядит в точности так, как должен выглядеть.

«Ирландцы просили продать экспонат»

Сотрудники музея обнаружили в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона изображение паровой машины — вязниковский экспонат ему соответствует. Правда, паровую машину шотландский изобретатель-механик Джеймс Уатт запатентовал еще в XVIII веке. В 1819 году ученого не стало. В связи с этим музейщики уверены: сегодня перед нами модификация изобретения. При этом специалисты отмечают, что случай с паровой машиной — пример того, как сообщество краеведов организовалось и добилось своего.

— Что за люди в то время занимались краеведением в Вязниках?

— Сложно сказать. Наверное, мещане и рабочие. В то время в небольшом уездном городе были и интеллигенты — врачи, учителя, художники, а также специалисты с высшим образованием. Именно они вошли в комиссию, которая создавала наш музей. Во многом тогда была сформирована богатейшая коллекция. И как же здорово, что и в паровой машине те мыслящие, разумные люди увидели свою ценность, — говорит Наталья Щурий. — Мы же сегодня жалеем о том, что не сохранилось какой-либо технической документации на этот экспонат.

По данным сотрудников Вязниковского историко-художественного музея, эта паровая машина Уатта — единственная, сохранившаяся на территории России. Хотя и она в свое время могла уехать за границу.

— Мы общаемся с потомками знаменитого купца и фабриканта Сенькова, которые сейчас живут в Италии, — поясняет Щурий. — Как-то раз они были в Вязниках. Вернувшись в Италию, опубликовали материал с впечатлениями от поездки, где упомянули и наш экспонат. После этого на электронную почту Вязниковского историко-художественного музея пришло письмо от коллег из Великобритании, которые работают в музее, посвященном изобретениям Уатта. Переписку они начали с конкретной целью — ирландцы просили продать им экспонат. Наш музей отказался, хотя можно было бы выручить серьезную сумму. Также к нам приезжали сотрудники знаменитого Политехнического музея. По их данным, на территории СНГ не сохранилось ни одной машины такой модификации. Вот и приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться старинным оборудованием. Некоторые специально заезжают в Вязники. Благо от федеральной трассы М-7 «Волга» мы находимся недалеко.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 265 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив