/Культура/

К 140-летию Ивана Билибина иллюстрации автора в Президентской библиотеке

К 140-летию художника Ивана Билибина (1876–1942), отмечаемому 16 августа 2016 года, Президентская библиотека опубликовала на портале лучшие иллюстрации художника к сказкам А. С. Пушкина, а также его графику, использованную библиотекой при подготовке и издании исторического календаря «Иван Билибин – певец русской жизни»  «Иван Билибин – певец русской жизни». Материалы для него предоставил Ивангородский музей – филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство», обладающий большим числом интереснейших источников по Билибину. Партнерские отношения с ним Президентская библиотека предполагает развивать и далее.

«Мы очень ценим наше творческое взаимодействие с Президентской библиотекой, которое на выходе дает такие весомые результаты, – подчеркивает заведующая Ивангородским музеем Ирина Миронова. – Я имею в виду не только изданный библиотекой юбилейный билибинский календарь, но и высокотехнологичную помощь в установлении видео-конференц-связи, благодаря чему наши научные встречи приобрели межрегиональный характер. 13 августа в музее состоится конференция, посвященная 140-летию Билибина, в ней примут участие наши коллеги из других городов России, специалисты Президентской библиотеки, петербургские родственники Ивана Яковлевича, в том числе Илья Александрович Кокошкин, передавший музею акварели тончайшей билибинской проработки из цикла «Крымские пейзажи».

Родился Иван Яковлевич 16 августа 1876 года в Тарховке близ Сестрорецка. С детства будущего непревзойденного интерпретатора русского фольклора окружали в основном прагматичные юристы, математики, ученые-естественники. Иван с успехом окончил полный юридический курс Петербургского университета. Однако по мере взросления пришло осознание того, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. Еще учась в старших классах Петербургской 1-й гимназии, Билибин брал уроки у известных художников, шесть лет был учеником И. Е. Репина.

На формирующееся художественное направление Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», – напишет позже художник в одном из писем, опубликованном в книге «Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике» 1970 года.

 Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», насыщаемой затем тончайшей выделки акварелью – они стали фирменным знаком в современном Билибину стиле модерн.

Определяющими творческий курс стали его поездки в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда он был командирован по заданию Русского музея (Музея Александра III) для сбора этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»

Возвращению этого своего рода «символа веры» и были посвящены все творческие искания Билибина – театрального художника, рекламиста, мастера прикладной графики, создававшего афиши, адреса, эскизы почтовых марок, открыток, меню. Однако широко известным его сделали иллюстрации к русским сказкам, начиная со «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Своего творческого максимума он достиг в двух циклах «по Пушкину» – его листы с иллюстрациями к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей. 

Билибинские «пряничные» композиции пронизаны лукавой иронией, идущей от лубка; и совсем иначе воспринималась его политическая карикатура. Придерживаясь антимонархических, близких к либеральным убеждений, художник охотно сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта» – ровесниками первой русской революции 1905 года. Его политические гротески были беспощадны к существующему строю.

Однако вскоре после революции, которой он поначалу сочувствовал, Билибин покинул Россию. Жил и творил в Каире, Париже. Со временем же начал сотрудничать с советской властью и даже оформил в столице Франции советское посольство. В 1936 году вернулся на теплоходе в Петербург, ставший Ленинградом. Ко всем его профессиям добавляется ещё одна: преподавание во Всероссийской академии художеств.

В сентябре 1941 года 66-летний художник отказался от предложения эвакуироваться из блокадного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают», – написал в ответ Билибин. И умер от истощения в первую же блокадную зиму.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 1 446 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.