/Культура/

Продолжатель традиций великого Белова

Этой публикацией Лента начинает разговор о современной русской литературе. Вашему вниманию представляем работы Екатерины Беда:

...В связи с тремя тридцатилетними юбилеями: выхода к читателю романа В.И. Белова «Всё впереди», знакомства двух писателей, автографу известного писателя молодому литератору – уместно рассказать о притяжении двух полюсов великой русской литературы: северного и южного, выразителями которых в литературе на севере стал В.И. Белов, на юге – П.И. Ткаченко и об их встречах и переписке.

Молодой сотрудник отдела литературы и искусств центральной военной газеты «Красная звезда» отправился в Вологду – один из крупнейших городов северо-запада России, обладающего особо ценным историческим, культурным и литературным наследием, – за материалами для статьи, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения поэта, публициста и воина Константина Николаевича Батюшкова, которого считал своим учителем А.С. Пушкин. Батюшков много потрудился над родной поэтической речью и придал русскому стихотворному языку гибкость, упругость и гармонию, коих ещё не знала до него русская поэзия. Красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля – главное достоинство поэзии Батюшкова. Пушкин восхищался: «… Что за чудотворец этот Батюшков». Современники поражались точности изображения им войны, умению раскрыть дух эпохи и мироощущение русского солдата; А.С. Пушкин «Переход через Рейн» назвал «лучшим стихотворением поэта — сильнейшим, и более всех обдуманным». Сохранять преемственность в русской литературе и привлекать на страницы центральной военной газеты выдающихся писателей, отдел литературы и искусств во главе с замечательным поэтом Юрием Беличенко считал своей главной задачей.

По звонку из редакции, журналист без проблем разместился в  уютной гостинице в центре города и приступил к выполнению редакционного задания. Походить и поездить, сфотографировать и записать ему предстояло много. Надо было не только «Трое суток не спать, трое суток шагать – ради нескольких строчек в газете», как пелось в популярной песне тех лет о журналисте, но и исполнить свои собственные желания. Поэтому Василий Иванович Белов, заранее оповещённый о приезде журналиста из Москвы, придя к нему на встречу в гостиницу, его там не застал. Но администратор ему ответил, что подполковник Пётр Иванович Ткаченко, приехавший в командировку, действительно, поселился у них, но на сей час, его здесь нет, так как он уехал на Пошехонское кладбище на могилу Николая Рубцова.

Несмотря на то, что тогда не было мобильных телефонов, встреча широко известного родоначальника и лидера так называемой «деревенской прозы» и певца своей родной Тимонихи Василия Ивановича Белова и уроженца и певца «Земли родной» станицы Старонижестеблиевской Краснодарского края Петра Ивановича Ткаченко всё-таки состоялась в Вологде в 1987 году. Это была их вторая встреча.

А впервые они встретились в гостинице «Москва», в бытность В.И. Белова депутатом Верховного Совета СССР. Василий Иванович вначале неохотно шёл на контакты с газетой «Красная звезда», но не устоял перед дружелюбием и обаянием молодого журналиста и первое знакомство перешло в длительное общение. Спустя годы становится всё очевиднее, что первая встреча стала знаковой.

Итоги беседы с В.И. Беловым публиковались в газете «Красная звезда» в № 101 от 2 мая 1987 года и в журнале «Дон» № 10 от 1987 года. На эту встречу П.И. Ткаченко взял с собой книгу «Лад. Очерки о народной эстетике», которая поразила его тем, как Белов в отличие от своих предшественников в русской литературе ушёл от изнуряющей «власти земли» над человеком с изображения крестьянской жизни как «безрадостного круговорота пота и пищи» на гармоническое устроение жизни человека на земле, дружественную связь земледельца и природы, на «лад» крестьянского «мира», где «человек в семейном кругу», чья жизнь глубоко укоренена в род, в опыт поколений.

Василий Иванович, прежде чем оставить автограф на принесённой книге, осведомился, есть ли жена и дети и как их зовут. Теперь «Лад» своим автографом отличается от десятков книг с автографами авторов, стоящих на книжных полках в библиотеке литературного критика, публициста и прозаика П.И. Ткаченко. И проливает свет на душевные качества В.И.Белова, присущие только ему – действительно было дело до всех живущих, он чувствовал и думал обо всех.

В архиве П.И.Ткаченко хранятся письма В.И. Белова к нему. Василий Иванович незамедлительно отвечал на все вопросы, волновавшие П.И. Ткаченко. Несмотря на то, что находился уже в болезненном состоянии, откликнулся на появление авторского альманаха «Солёной Подковы», издание которого было предпринято в самое нелитературное время. Именно в это время Пётр Ткаченко занялся перечитыванием великой русской литературы.

Они мне не случайно представляются двумя полюсами: северным и южным – в современной русской литературе. Оба родились и воспитывались трудом на земле. Оба Ивановичи по отцу. Отцы их – защищали родину на фронтах Великой Отечественной войны. У В.И. Белова – отец погиб. У П.И.Ткаченко вернулся инвалидом, оставив руку под Ленинградом. Как В.И. Белов не порывал связи с Тимонихой, живя в городе, так и П.И.Ткаченко всю жизнь разрывается между Москвой и родной станицей. Пётр Ткаченко стал истинным и последовательным продолжателем традиции В.И. Белова в современной русской литературе. В смутные годы, когда собратья по перу и в погонах оказались в недружественной обстановке в бывших республиках Советского Союза, он не за одного офицера ходатайствовал и действительно помог перебраться в Москву и найти работу по призванию. В эти же тяжкие годы, когда нашлись писатели, оставившие своё главное поприще и побежавшие, кто в религию, кто в политику, кто куда, он, оставаясь истинным воином с пером в руке, кажется единственный в Российской Федерации предпринял издание авторского альманаха «Солёная Подкова», отстаивая великую русскую литературу и её право на существование в современном обществе.

Он многие годы занят оригинальным прочтением ключевых творений русской литературы. «Слова о полку Игореве» – через христианское миропонимание. «Песни о вещем Олеге» и «Медного всадника» А.С. Пушкина, – как памятников народного самосознания. Не только через исторические и биографические факты исключительно, но – через духовно-мировоззренческие и даже психологические главным образом, автор, как думается, приближается к обстоятельствам убийства великого русского поэта М.Ю. Лермонтова в повести «С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка…». Через библейские образы – поэмы «Двенадцать» А. Блока, и романа «Разгром» А. Фадеева. «Тихого Дона» М. Шолохова. До наших современников – Николая Рубцова и Юрия Кузнецова. По рукописям Николая Рубцова, отысканным писателем в частных собраниях в Москве, не вошедшим в научный обиход, автор делает существенные текстологические уточнения стихотворений поэта, давно ставших шедеврами русской лирики.

На Руси всегда существовали два духовных центра: северный – Ладога и южный – Тмутаракань. О южном Пётр Ткаченко написал в книге «В поисках града Тмутараканя», вышедшей в издательстве Московского государственного университета в 2000 году.

Он, последовательно продолжая традиции великой русской литературы и с оглядкой на В.И. Белова – составил первый словарь кубанского диалекта за всю его историю «Кубанский говор. Балакачка». Вышел пятью изданиями в Москве и Краснодаре. А также книги – «Кубанские пословицы и поговорки», «Кубанские песни. С точки зрения поэтической», «Кубанские обряды», «Кубанская свадьба».

В их творческой судьбе, много общего. Оба начинали со стихов. Поступали в Литературный институт, как пишущие стихи, а стали прозаиками и публицистами. Итоговой работой на этнографическом материале, подтверждающей, что они два полюса русской литературы: северного и южного стала книга, вышедшая в Краснодаре, в издательстве «Традиция» в 2014 году «Кубанский лад. Традиционная народная культура: вчера, сегодня, завтра». 

В своём творчестве и в заботе о сохранении нематериальной культуры южного региона Пётр Ткаченко постоянно сверял компас по В. Белову. В его книге «Кубанский лад» представлена традиционная народная нематериальная культура во всех её проявлениях – обрядах, обычаях, песнях, диалектах, пословицах, образе жизни; во всех жанрах и формах фольклора и народного творчества, являющихся непреходящей и ничем незаменимой ценностью. В ней во всей полноте выражаются вера и народное самосознание, мудрость народа, архетипы человеческого поведения, воззрения человека на мир и на себя в этом мире. Пётр Ткаченко убедительно доказывает, что традиционная народная культура не есть нечто архаическое, принадлежащее лишь временам миновавшим. Это – не история, как часто считают, но то, что сопровождает народ во всю его историю, а человека – всю его жизнь, от крещения до похорон. В ней во всём многообразии выражены народные представления об идеальном, прекрасном и должном; неустранимая трагичность человеческого бытия. Она по самой природе своей не находится в противоречии с цивилизацией и прогрессом, и уж тем более не находится в альтернативном с ними положении, как это часто выставляется. Уходящая в глубокую древность, традиционная народная культура сохраняется, по сути, неизменной, в каждую новую эпоху приобретая новое звучание и значение, остаётся востребованной и необходимой во все времена.

18 июля 2016 г. в "Новой газете Кубани" в заметке «Стеблиевские литературные чтения», лауреат премии департамента культуры Краснодарского края для талантливых детей и творческой молодёжи, студент магистратуры Российской академии музыки имени Гнесиных, Виктор АРТЕМЬЕВ писал: «Каждое лето, вот уже сорок пять лет, приезжает в родную станицу Старонижестеблиевскую из Москвы писатель Пётр Иванович Ткаченко. Здесь он работает, здесь он находит ту народную силу, без которой немыслимо подлинное творчество. Сюда приезжают школьники, учителя, библиотекари, жители Кубани послушать его новые произведения. Автору настоящей статьи также посчастливилось присутствовать на чтениях в доме Петра Ивановича. 
Такие чтения – это продолжение литературной традиции, зародившейся давно. Ведь ещё в августе 1995 года в станице, по инициативе Петра Ивановича Ткаченко, прошли первые Стеблиевские литературные чтения, посвящённые знаменитому станичнику, фольклористу, композитору и первому художественному руководителю Кубанского казачьего хора Григорию Митрофановичу Концевичу (1863-1937 г.). Тогда была открыта мемориальная доска на здании станичной библиотеки. В тех, первых чтениях принимали участие многие писатели Кубани, художественный руководитель Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины В.Г. Захарченко. Тогда прошла презентация ставшей популярной книги Петра Ивановича Ткаченко «Где спит казацкая слава». 
Василий Иванович Белов приезжал в Краснодар и встречался с редактором «Кубанских новостей» П.Е. Придиусом, главным редактором альманаха «Кубань» А.Д. Знаменским, поэтом С. Хохловым.

Вот они свидетельства притяжения северного и южного полюсов современной русской литературы и жизни.
На днях Пётр Ткаченко закончил работу над статьёй о творчестве и судьбе В.И. Белова и его месте в великой русской литературе.

 

Катерина БЕДА

станица Старонижестеблиевская Краснодарского края

(орфография и стилистика автора сохранена)

P.S. Редакция готова представлять и в дальнейшем площадку для публикации новых авторов по различным проблемам современной жизни.

Просмотров: 194 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив