/Культура/

ЛИК СПАСА НАД БЕЗДНОЙ

В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии близ древнего поселения Нижний Архыз десять лет назад обнаружен наскальный образ Спаса Нерукотворного.

 

И докажи – народу и дракону –

Что спят мужи – сражаются иконы.

Марина ЦВЕТАЕВА

Одной из основных особенностей русской жизни, – ее государственного строительства и духовного бытия народа, – как считал Владимир Иванович Вернадский, является то, что ее смысл, ее величайшие свершения осознаются не сразу, а со значительным опозданием, лишь по прошествии времени, и порой довольно длительного: «Свершался и свершается огромный духовный рост, духовное творчество, не видные и не осознаваемые ни современниками, ни долгими поколениями спустя. С удивлением, как бы неожиданно для самого народа, они открываются ходом позднейшего исторического изучения».

Видимо, так и есть, иначе, почему под разными предлогами мы периодически устраиваем переоценки родной истории. Разумом понимая, что история сослагательных наклонений не знает, тем не менее, терзаем сомнениями свою душу. Разве не потому мы столь настороженно относимся к современной жизни, задаваясь мучительными вопросами: а то ли в действительности происходит, что декларируется? А такое ли значение имеет наша жизнь сегодня, какое навязывается, делая ее невнятной и безрадостной? Ведь столько раз не то, что легковерно обманывались, но переживали такие времена, когда-то, что провозглашалось всей мощью пропаганды оказывалось второстепенным, а истинный смысл таился где-то в стороне, поодаль, от которого всячески отвращали наше внимание…

Конечно, с таким ощущением жить трудно и мучительно. Это требует нашей особой духовной организации и духовного стоицизма, постоянства в основных человеческих понятиях. С таким чувством трудно жить потому, что рано или поздно начинаешь осознавать, что твоя кратковременная жизнь так ничтожна пред величием свершаемого, пред огромностью и всемирностью задач народного бытия… И твое малое дело может завершиться лишь в поколениях последователей, если такие отыщутся… В таком «незнании» смысла свершаемого, в его лишь интуитивном угадывании может нас спасти лишь вера и духовная преемственность. Но так происходило, что именно вера у нас пресекалась, а преемственность во всем постоянно прерывалась…

Но и в нашей не вполне внятной жизни всё же бывают такие события огромного значения, проникшись которыми, можно уверенно сказать: нет, это невременное, значение его не подлежит сомнению, ибо смысл его определенно и ясно охватывает душу.

Именно о таком событии и хотелось рассказать, событии чрезвычайной важности для Северного Кавказа, а значит и для России в целом, ибо многие, главные узлы нашего народного, государственного, да и человеческого бытия разрешались в прошлом и ныне разрешаются именно в этом регионе. Ведь истинная значимость события поверяется не какими-то внешними фактами, чего часто жаждет наше, прагматически, позитивистски настроенное сознание, но в той незримой, внешне неприметной сфере, которую мы определяем как духовный путь народа и духовное самостояние человека.

Об этом явлении первым мне поведал земляк-кубанец, фотохудожник, ветеран АПН «Новости» Алексей Николаевич Жигайлов. В летние месяцы он живет в своей родной станице Передовой. Тогда, в 1999 году он вернулся в Москву не то что возбужденным, но действительно потрясенным. Показывал фотографии и все рассказывал и рассказывал, припоминая какие-то новые подробности виденного. В Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, у древнего поселения Нижний Архыз, высоко на отвесной скале обнаружена наскальная икона Спаса Нерукотворного. Спас – общепринятое сокращение от – Спаситель. То есть, на скале проступило древнее изображение Иисуса Христа.

По всем признакам в этой иконе явно угадывалось первое главное иконографическое изображение Спасителя, известное как Спас Нерукотворный. Особенность же наскального образа состоит в том, что он при дневном освещении, под прямыми лучами солнца невидим, но при утреннем или вечернем освещении, а также в ненастную погоду на скале четко проступает лик Спасителя. То есть данный образ как бы повторяет известное на Руси предание о Граде невидимом. Когда граду грозила опасность, во времена смут и торжества тьмы, Господь покрывал его «дланию своею», и он становился невидимым, так оказывался оберегаем… Так и этот наскальный образ Спаса долго оставался никем не замечаемым. И поскольку в столь значимых явлениях случайностей не бывает, можно полагать, что потому его и не замечали, что для его обнаружения еще не приходило время. И только недавно его заметили охотники, жители станицы Зеленчукской братья Сергей и Анатолий Варченко. Видимо, их потрясение увиденным было столь сильным, что о наскальном лике Спаса вскоре узнали не только священники, но и жители окрестных поселений и станиц.

Поразительно, с какой настойчивостью и терпеливостью этот образ скрывался от людей, оставаясь невидимым. Во всяком случае, когда кандидат исторических наук, доцент кафедры культуры Армавирского педагогического института Сергей Николаевич Малахов, совершивший восхождение к образу, обратился к известному ученому, доктору исторических наук Владимиру Александровичу Кузнецову, который учительствовал здесь в пятидесятые годы, всю жизнь изучал эти места и даже выпустил исследование по Нижнему Архызу, монографию о древнем христианстве Северного Кавказа, тот с удивлением признался, что за все годы работы в этих краях ничего о наскальном образе Спасителя не слышал… И не удивительно, значит время его явления пока не наступало. Точнее было бы сказать, что образ Спаса открывался, но далеко не каждому, а лишь истинно верующим, чьи души готовы были его увидеть. Неслучайно он называется в народе потаенной иконой. Кое-кому он открывался и ранее. Рассказывают, что видели его в годы Великой Отечественной войны и что вообще эту наскальную икону открыли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889 по 1924 год. Во всяком случае, говорят же не как о предположении, а о факте, не подлежащем сомнению, что где-то рядом находится и наскальная икона Богородицы. И кое-кто и её уже видит… Явление же образа Спаса, становящееся достоянием всеобщим, безусловно, свидетельствует о нашем трудном, но неуклонном возвращении к своей исконной вере – православию.

Сегодня учёные и исследователи приходят к поразительному выводу о том, что это – прижизненное изображение Христа, так как оно слишком уж сходно с его изображением на Туринской плащанице. Такое сходство случайным быть просто не может: «Загадкой, открывшейся миру в 1999 г. в Нижнем Архызе, стало наскальное изображение Лика Иисуса Христа… Древнейший портрет Иисуса Христа, сохранившийся на территории России, некоторые специалисты считают прижизненным, поскольку он похож на изображение Туринской плащаницы. Техника письма указывает на то, что художник, писавший на скале, потратил на создание лика долгие годы, возможно, всю жизнь. … По мнению специалистов, икону писал древний профессиональный иконописец до принятия твердых христианских канонов написания икон. (М.Ф. Титоренко «Каменная Летопись», в книге «Дело мира и любви», Краснодар, «Традиция». 2009. Научный редактор О.В. Матвеев). В пользу того, что эта наскальная икона появилась до твердых христианских канонов иконописи свидетельствует и то, что на ней нет нимба. Но вполне возможно она восходит к Нерукотворному убрусу царя Авгаря.

Чтобы читателю был ясен масштаб и значение нынешнего явления, его духовная глубина, напомним значение иконописного Спаса Нерукотворного, как его сохраняет православное предание, называемое Нерукотворный убрус царя Авгаря (убрус – по-древнерусски плат). Первые предания о нерукотворном образе относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году Эдесский царь Авгарь послал письмо к Иисусу Христу в Иерусалим с просьбой прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос послал своего апостола Фаддея, который и исцелил царя. Авгарь же в ответ послал своего живописца, чтобы тот снял портрет с Христа. Но у живописца портрет не получался, так как от Иисуса исходил словно некий свет, мешавший художнику уловить его черты. Тогда Христос, попросив чистый плат и, умыв лицо, отер его им. На плате чудесным образом запечатлелся его лик. Царь Авгарь в благодарность за свое чудесное исцеление повелел набить плат на «доску негниющую» и установить его над вратами города, убрав оттуда языческого идола.

Так образ Христа становился защитой города от врагов иноверных.

В Русской иконографии с ХII века складывается свой канон изображения Спаса Нерукотворного. Его помещают над вратами крепостей, золотом вышивают на воинских стягах. В этом образе видели защитника и Спасителя.

Примечательна дальнейшая судьба христианской святыни. В середине Х в. убрус из Эдессы переносится в Константинополь. В память об этом перенесении был установлен церковный праздник, который Православная церковь почитает по сей день – 29 августа. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году Эдесский убрус исчез. По одним предположениям он был вывезен в Рим, по другим – утонул во время его переправы в Венеции. И до сих пор святыня считается утраченной. Тем более важно каждое напоминание о ней, особенно такое ее свидетельство, как большой наскальный лик у Нижнего Архыза.

Обнаружение, явление лика Спаса Нерукотворного у Нижнего Архыза имеет исключительно важное значение для церковного предания. Ведь убрус царя Авгаря есть такая же святыня как Туринская Плащаница. Но если эта святыня сохранилась до наших дней, то убрус оказался утраченным. Но коль образ на скале восходит к нему, возникают вопросы: а не по убрусу ли создавался этот образ? А не является ли это прямым свидетельством об утраченной святыне?

Примечательно, что древняя крепость, находящаяся здесь, не была сильно укрепленной. Видимо, жители города более полагались не на прочность крепостных стен, а на силу Спаса Нерукотворного.

Можно предположить, что этот образ, относящийся по всей вероятности к VIII-IХ векам, является именно наскальным как проявление иконоборчества, которое испытывали первые христиане, прибывающие сюда из Византии. Следует также отметить, что этот образ, довольно четко сохранившийся, находящийся в естественной каменной нише и под скальным козырьком, имеет некоторые отличия от канонического образа. Выражение лица Спасителя здесь менее суровое, чем на иконах, взгляд добрый и даже теплый. Это, безусловно, указывает на древность наскального образа, что наносился он на скалу действительно до того, как выработался канонический иконографический образ. Но доброе выражение лица Спасителя не уменьшает силу воздействия на всякого, кто оказывается у его основания, на узкой площадке, над бездной.

Алексей Николаевич Жигайлов, дважды совершавший восхождение к лику, так передал свое впечатление от встречи с ним: «Уставший, мокрый от усиливающегося дождя я буквально выполз на очередной выступ скалы. И тут глаза мои встретились с ликом Христа. На каменной стене передо мной было огромное, выше человеческого роста его изображение. Размер наскальной иконы сто сорок на восемьдесят сантиметров – П.Т. Широко открытыми глазами Спаситель спокойно и внимательно смотрел на меня, грешника, отважившегося в непогоду, под вспышки молний подняться в его скальную нишу. Я стал на колени и сказал сам себе: «Бог есть!» …Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерами в руках, я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и лик, и пропасть за своей спиной. Изображение напоминает скульптурный рельеф, хотя впереди – гладкая желто-золотистая сланцевая плита. От собственного сердцебиения изображение как бы пульсирует…».

Сергей Николаевич Малахов, тоже побывавший пред ликом Спасителя, сообщил мне: «Средневековый изограф с удивительным мастерством использовал довольно необычный материал для священного образа. На камне представлен иконописный тип Спаса Нерукотворного, известного уже в V-VI веках в восточно-христианской живописи… Иисус передан необычайно выразительно. Вездесущий взор огромных темных глаз проникает в самые потаенные глубины души человека».

Один из первооткрывателей наскальной иконы Спаса Нерукотворного Анатолий Александрович Демаков даже выпустил брошюру «Архызский лик - потаенная икона» (Нижний Архыз, 2001), в которой приходит к выводу, что время создания лика относится к византийскому периоду Нижне-Архызского городища, предположительно его можно отнести к IХ веку. Он так же сделал важное наблюдение о том, что согласно христианской традиции, в Нижнем Архызе устраивалось место по образу и подобию Синайской горы, что близость между синайскими и архызскими памятниками очевидна. Приходит так же к выводу о том, что «портретным» аналогом Архызского лика является знаменитая синайская икона Христа Пантократора, написанная в VI веке. Нижнее-Архызское городище действительно является для Северного Кавказа тем же, что Афон для Византии или Херсонес для Крыма (М.Ф. Титоренко).

Долина Зеленчука является средоточием древних памятников христианства, крупнейшим религиозным центром древней Алании. В начале Х века на правом берегу реки были возведены чудом сохранившиеся и по нынешний день три крестокупольных храма, известные теперь как Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы. В Северном храме Нижне-Архызского городища в 916 году произошел выдающийся исторический акт официального крещения Алании (Осетии). Ведь здесь была столица древней Алании, город Маас, расположенный в ущелье реки Большой Зеленчук (Б.Ю. Бирюков. Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции», IV, Москва, 2009).

Но эти храмы только один, так сказать, фрагмент древней христианской цивилизации Северного Кавказа от Тамани до Абхазии. Цивилизации, к сожалению, забытой. Здесь мессионерствовали шесть апостолов с учениками. По берегам Черного моря проповедовали Андрей Первозванный, Симон Кананит, святой Матфей… Христианство в Киевскую Русь шло через Северный Кавказ. Там была первая на Руси епархия – Томитанская, с центром в современной Тамани. Новые археологические исследования свидетельствуют, что первое Фотиево крещение произошло именно на Тамани, и, как считают некоторые исследователи, Крещальную мессию осуществляли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Уже в V-VII веках христианство укоренилось здесь и подготовило почву для последующего акта крещения князя Владимира и жителей Киева в 988 году и принятия христианства государственной религией на Руси…

Теперь уже очевидно то, что ранее было не вполне ясным: когда Россия столь упорно пробивалась на Кавказ в последующие века своей истории, она добивалась не только геополитических и стратегических выгод, но и возвращалась к своему духовному первоистоку.

Есть глубокий смысл в том, что та «дуга нестабильности», определяемая геополитиками, которая проходит по Северному Кавказу, совпадает именно с районами древнего христианства. Причем, чем сильнее дает о себе знать нестабильность, тем явственнее проступает значение этих мест в христианском мире.

Следует так же отметить, сколь удивительной оказалась реакция в нынешней прессе на явление Спаса Нерукотворного у Нижнего Архыза, реакция, достойная самого пристального внимания и осмысления. И хотя, сегодняшнюю прессу лишь условно можно назвать выразительницей действительного общественного сознания, все же примечательно, что кроме журнала «Русский дом» (№ 1, 2001 г.) на явление Спаса Нерукотворного откликнулись в основном либеральные издания, для которых вера, по определению лишь информация, такая же, как и всякая иная – «Московский комсомолец» (30.09.2000 г.), «Труд»,(26.10.2000 г.), «Совершенно секретно» , (№ 12, 2000 г.). А в одном литературном журнале, славящемся своей подчеркнутой православностью,о явлении оказывается уже знали, но особого интереса не проявили… Это ведь действительно факт, требующий уяснения: почему у нас те или иные издания, слывущие патриотическими, и даже православными методически и упорно публикуют ортодоксальные материалы, проповедующие православие, еще не известно, обращая тем самым людей к вере, или отталкивая их от нее, но тогда, когда происходит нечто действительно поразительное, интереса не проявляют…

О древней христианской цивилизации на Северном Кавказе до сих пор свидетельствовали остатки многих и многих храмов по всему Черноморскому побережью. Теперь же об этом свидетельствует и живой образ Спаса Нерукотворного, явившийся близ древнего поселения Нижний Архыз. В согласии со своей таинственной природой он появился именно тогда, когда и должен был появиться, когда в душах людей, измученных богоборчеством и атеизмом, наконец, открылось некое духовное зрение, и они увидели, заметили, обнаружили до того незримый, спасительный образ.

Здесь явилась святыня не только христиан Кавказа и России, но и безусловно, всего православного мира. В связи с этим думается и о том, что руководство Карачаево-Черкесской республики просто обязано воспользоваться возможностью выгодной организации паломничества православных к своей, вновь обретенной святыне.

Настоятель одного из зеленчукских храмов, церкви пророка Божия Илии протоиерей отец Виктор (Плотников) сообщает мне о том, что надо сделать для действительного возвращения святыни людям: «Сейчас необходимо его возможно более точно датировать современными научными средствами. Обустроить, чтобы сохранить для наших потомков. Сделать тропу, смотровую площадку, огородить. Построить часовню на трассе у подножия скалы, место отдыха и т.д. На все это нужны средства, которыми мы пока не располагаем».

Может быть, голос священника кто-то услышит и осознает всю значимость явления лика Спаса Нерукотворного у Нижнего Архыза. Ведь это дело не только собственно церковное. Речь идет о духовном здоровье и выживании народа.

 

Пётр ТКАЧЕНКО,

литературный критик, прозаик, издатель авторского литературно- публицистического альманаха «Солёная Подкова»

 

Статья публиковалась в журнале «Наука и религия» № 5 за 2009 г., и альманахе «Солёная Подкова» выпуск седьмой за 2010 г. Она сопровождалась фотографиями известного фотографа А.Н. Жигайлова.

Материал к публикации подготовила Катерина Беда.

Просмотров: 856 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.