/Культура/

Крещение Господне на страницах электронных раритетов Президентской библиотеки

В дни Крещения Господня Президентская библиотека раскрывает историю возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей.

И. Н. Бухарев в книге «О праздниках православной церкви», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, описывает крещение Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, размышляя о первоначальном смысле обряда и священной силе воды в этом сакральном действе: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Именно вода может очищать, оживлять, возрождать, по представлениям современной науки она является источником жизни.

Наши предки постигли это из слова Божия и пошли за тем, кто принес им это слово, – за князем Владимиром, крестителем Руси: «Великий князь Владимир, по прибытии его из Корсуня в Киев, повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр: большие стояли в воде по грудь, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения…», – написано в многотомном труде А. В. Терещенко «Быт русского народа», оцифрованном Президентской библиотекой.

С тех самых пор верующие следуют этому обряду с теми или иными этнографическими и религиозными особенностями, присущими различным конфессиям, это описано в уже упоминавшемся труде Терещенко: «Православная церковь издревле употребляла крещение погружательное в отличие от католиков, которые установили обливательное крещение». Среди многочисленных упоминаний о крещении по-русски в книгах иностранцев, посетивших Россию, есть, в частности, впечатления Казановы, находившегося в Петербурге зимой, в день празднования: «Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорожденных не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».

После церковной реформы Петра Великого некоторые обряды были упразднены, но в целом на величии праздника, столь значимого для всех православных христиан, это мало отразилось. В историческом очерке И. Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» Крещение времен царствования Екатерины II выглядит так: «От берега до построенной за Иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Её Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек».

В той же самой книге Божерянов приводит такой случай, передававшийся в столице из уст в уста: «Однажды император Павел, подходя с церемонии к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика. «У вас белый плюмаж!», – сказал государь. Белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых в армии, по табели о рангах, соответствовал статским советникам. «По милости Божией, Ваше Величество!» – ответил находчивый поручик. «Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя бригадиром», – сказал государь, идя во дворец».

В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии многих дел, в которых рассматривается возможность крещения незаконнорожденных детей; детей, рожденных от лиц разной веры; о причислении иноверцев, принимающих крещение, к христианским обществам и льготах в связи с этим. Двоюродный дед выдающегося государственного деятеля П. А. Столыпина крестил своих дочерей практически сразу после их рождения. Это засвидетельствовано в документе 1825 года «Метрические свидетельства о рождении и крещении детей А. А. Столыпина». Великий князь Ярослав вырыл из могилы кости Олега и Ярополка, крестил их и похоронил в Десятинной церкви в Киеве.

Пути проникновения, распространения и окончательного утверждения христианства на землях, вошедших в состав Российской империи, начиная с апостольских времен и заканчивая Крещением Руси, рассматриваются также в отдельных сочинениях, представленных в коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви» – в нее вошли фундаментальные труды, принадлежащие перу крупных церковных деятелей и историков церкви: Филарета, Макария, современного богослова и историка Е. Е. Голубинского и др.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 5 242 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.