Президентская библиотека передала уникальные материалы по развитию трамвайного движения в Санкт-Петербурге
Президентская библиотека и Музей городского электрического транспорта будут активно развивать сотрудничество. Об этом было заявлено в ходе пресс-тура, который состоялся в преддверии 110-летия со дня первого запуска электрического трамвая в Санкт-Петербурге (он вышел на улицы нашего города 29 сентября 1907 года).
В рамках мероприятия состоялся обмен соглашениями о сотрудничестве между Президентской библиотекой и СПб ГУП «Горэлектротранс». Кроме того, Музею городского электрического транспорта были переданы уникальные исторические материалы по истории трамвайного движения из фонда Президентской библиотеки. «Это очень важные и интересные документы, они рассказывают именно о развитии трамвайной сети с самого момента проектирования, – подчеркнул директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Антонович Нюквист. – Они обязательно станут экспонатами выставки, которая готовится к 110-летию начала трамвайного движения в Санкт-Петербурге».
Заместитель генерального директора Президентской библиотеки Валентин Валентинович Сидорин отметил, что между организациями прослеживается историческая связь, так как маршрут первого трамвая пролегал от территории, которую в наши дни занимает Музей городского электрического транспорта, до Сенатской площади, где в историческом здании Синода располагается Президентская библиотека. Он также добавил, что данное мероприятие стало первым шагом на пути развития активного сотрудничества между библиотекой и музеем: «Президентская библиотека готова поддержать конкурс детских рисунков, который проводит музей, и представить его на своих мультимедийных площадках. Также мы планируем совместный видеолекторий из цикла „Знание о России“, посвящённый юбилейному выходу трамвая. Благодаря системе видео-конференц-связи этот видеолекторий свяжет все города, где существует трамвайное движение, и расскажет о том, какие перспективы есть у трамвая не только в Санкт-Петербурге, но и стране. Электронные ресурсы из фонда Президентской библиотеки должны работать в разных направлениях: выставочных, информационных и, конечно же, просветительских».
Редкие исторические материалы из фонда Президентской библиотеки подробно показывают эволюцию трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Так, в электронной копии «Дела о дозволении отставному статскому советнику Трико завести особого рода кареты или омнибусы для перевозки пассажиров в С.-Петербург, и до Царского Села и Павловска». Этот первый общественный транспорт появился в Санкт-Петербурге в 1830 году. В деле даётся подробная характеристика транспортной новинки: «Кареты должны иметь все места одинаково устроенные, число этих мест не превышает 16. <…> При каждой карете, кроме кучера, будет находиться кондуктор. <…>Этот кондуктор впускает и выпускает седоков и получает плату за проезд. <…> В омнибусы допускаются только лица благопристойной наружности».
В 1860-х годах омнибусы сменила конно-железная городская дорога, или трамвай на конной тяге, в простонародье «конка». В начале XX века действовало около тридцати линий, проходящих по центральной части города. В книге«Статистический очерк С.-Петербурга: планы города и театров» приведён «Общий план Санкт-Петербурга, исправленный по 1894 год», на котором можно увидеть, что маршруты конки к тому времени охватывали большую часть города.
В фонде Президентской библиотеки также представлена электронная копия«Проекта переустройства Санкт-Петербургских железных дорог на электрическую тягу» 1904 года, в котором рассказывается, как разрабатывалась будущая трамвайная сеть: «Направление линий должно быть выбрано таким образом, чтобы они представляли собой отдельные непрерывные линии между отдалённейшими концами города и проходили через центральные артерии городского движения так, чтобы каждый пассажир мог по возможности без пересадок проехать из одного конца города в другой с наименьшей затратой времени и денег».
Ещё один исторический документ, касающийся истории трамвая, «Трамвайные сметы и чертежи. 1912 г.», даёт возможность увидеть, как новый вид транспорта постепенно вводился на городские улицы; электронные копии карт трамвайных путей разных лет показывают, как росла и расширялась трамвайная сеть.
Перед Великой Отечественной войной ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1835 вагонов), перевозивших свыше трёх миллионов человек. Маршрутная сеть насчитывала более 700 км; как и задумывалось, она соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок, – такие данные приводятся в книге «Ленинградский трамвай, 1941–1945» (1995 г.).
В Президентской библиотеке собрано немало других интересных документальных свидетельств, исторических раритетов, касающихся различных аспектов жизни Санкт-Петербурга и горожан. Сегодня в её фонде насчитывается уже более 550 тысяч единиц хранения, из которых около 140 тысяч доступны на порталеwww.prlib.ru.
Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.