На Марсе найдены тысячи следов воды

Осенью 2015 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) с уверенностью сообщило о присутствии на Марсе воды в жидком состоянии. С тех пор появляется все больше доказательств этому заявлению. Марс по многим показателям похож на Землю, что позволяло ученым в XIX-начале XX вв. допускать наличие на планете жизни и жидкой воды. По мере роста объема данных, собранных различными методами, было установлено, что воды в атмосфере Марса представлено ничтожно мало, однако исследования были продолжены.
С началом эры космонавтики на смену астрономическим наблюдениям и спектроскопическому измерению пришло прямое изучение Марса с помощью межпланетных зондов. В первую очередь внимание ученых привлекали полярные шапки планеты: предполагалось, что они состоят из водного льда по аналогии с Антарктидой или Гренландией на Земле.
К 2000 году было подтверждено, что помимо твердого углекислого газа («сухой лед»), в массе льдов марсианских полярных шапок содержится колоссальное количество твердого водного льда, а к 2015 годуисследователи установили, что темные полосы на поверхности планеты являются следствием сезонных течений, возникавших в теплое время года и исчезавших в холодное.
Новые спутниковые снимки поверхности Марса вновь позволили заметить следы воды: тысячи темных линий пересекают каньоны на экваторе Красной планеты. В статье, опубликованной в журналеJGR: Planets, подчеркивается, что следы воды «появляются на склонах каньонов гораздо чаще, чем считалось ранее».
Поясняя важность открытия, один из авторов исследования, представитель университета Аризоны в Тусоне (США) Мэттью Чоджнацки (Matthew Chojnacki) говорит: «Следов так много, что нам сложно уследить за всеми. Судя по всему, это их самое плотное сосредоточение на планете». Почти не сомневаясь, что следы в каньонах связаны с сезонным выходом соленых ручьев воды на поверхность, ученый говорит о том, что в этом случае данная система каньонов представляет значительно больший интерес, чем просто «еще одно геологическое образование».
Вместе с тем, источник происхождения жидкой воды на Марсе до сих пор точно не установлен. По одной из самых смелых версий, ее небольшое количество является следствием ударов астероидов по ледяной поверхности, что произошло во время эпохи поздней тяжелой бомбардировки.
фото NASA