/Образование/

Оцифрованы бумаги Григория Потёмкина, сражавшегося на суше и на море за присоединение Крыма к России

К 277-летию Григория Потёмкина, отмечаемому 24 сентября 2016 года (1739–1791), Президентская библиотека представляет на своём портале электронные копии документов XVIII века – «Бумаги князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического» за 1788–1789 и 1790–1793 годы. Эти материалы – приказы, распоряжения, переписка с «Журналом флота Севастопольского» – дают полное представление о масштабе личности одного из самых ярких защитников Отечества времен Екатерины Великой.

Получивший из рук Екатерины II титул светлейшего князя Таврического по итогам баталий за вхождение Крыма в Россию, генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потёмкин был одним из столпов, на котором держался трон императрицы. Во время переворота 28 июня 1762 года Потёмкин, согласно легенде, отдал Екатерине II темляк со своей сабли и повсюду ее сопровождал, проявляя мужество и непоказную преданность. За участие в перевороте он был произведен в подпоручики, получил звание камер-юнкера и 400 душ крепостных. Допущенный ко двору, Потёмкин пользовался покровительством братьев Орловых, и в 1763 году именным указом ему было велено присутствовать в Синоде «за обер-прокурорским столом». Это была та база, на которой ему удалось выстроить блестящую карьеру и послужить России не за страх, а за совесть.

Раритеты Президентской библиотеки раскрывают непростую, подчас противоречивую натуру Григория Потемкина. «С мыслью о Потёмкине соединяется обыкновенно понятие о пышном вельможе… и честолюбце, о человеке, который чудачит, чтобы рассеять пожирающую его скуку, - читаем в электронной копии книги П. Щебальского  «Потёмкин и заселение Новороссийского края» 1868 года издания. – «Баловень счастья» и «великолепный князь Тавриды», вот эпитеты, которые чаще всего сопровождают имя Потёмкина».

Однако книги и документы характеризуют Потёмкина скорее как деятельного организатора и исполнителя всех самых дерзких замыслов императрицы. После вхождения Крыма в Россию Потёмкин сразу же отправился в этот край для устройства его и принятия присяги на подданство России жителей полуострова.

В статусе Новороссийского генерал-губернатора Потёмкин предстает совсем иным в изложении того жеавтора, П. Щебальского: «Этот необыкновенный человек является во всем величии своего гения и во всем могуществе своей воли. И ему любо, ему просторно, ему вольно. Судьба сделала его царедворцем... Сын бедного дворянина, он мог находить пищу своему самолюбию в том, чтобы затмевать пышностью всех пышных вельмож Екатерины; но скука, которую он ощущал среди этой пышности, была неподдельная; и мысль его, и вкусы были далеки от того, что всех вокруг него занимало».

Точнее остальных о Потёмкине сказала  Екатерина II, обладавшая глубоким умом и редкой проницательностью. В книге «Семь собственноручных писем и записок князя Г. А. Потёмкина-Таврического к графу П. А. Румянцеву-Задунайскому» можно найти такое высказывание императрицы о князе Потёмкине: «Он человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца; мысли его всегда были устремлены к великому. Им никто не управлял, но сам он удивительно умел управлять другими…». Под его началом в Крыму начались серьезные преобразования.

В феврале 1784 года был обнародован манифест, в котором провозглашалось, что все народы, состоящие в дружбе с Российской империей, могут производить свободную торговлю в Херсоне, Севастополе и Феодосии, а также могут селиться в Новороссийском крае и вступать в российское подданство. Оцифрованные бумаги рассказывают о деталях преобразования и развития Крыма, о том, в частности,как Потёмкин предписывал в каждом дворе разводить виноград.

В 1787 году Потёмкин руководил организацией подготовки и проведения путешествия Екатерины II в Крым, с чем связано крылатое выражение «потёмкинские деревни», под которыми обычно подразумевают фанерные домики, якобы возведенные им на пути следования императрицы. Однако в действительности Потёмкин показывал Екатерине лишь реально существующие селения, а возникновение мифа о «потёмкинских деревнях» связано с ходившими в то время слухами, которые распускали недруги Потёмкина.

Под руководством этого деятельного сподвижника Екатерины на Чёрном море велась постройка военного и торгового флотов, сыгравших большую роль в войнах с Турцией 1787–1791 годов, в которых принимал участие Потёмкин. Под руководством князя Екатеринославская армия успешно справилась с важной задачей – взятием Очакова и выходом к Дунаю. Победа досталась дорогой ценой,  об этом рассказывается в электронной копии книги «Очаков» 1901 года выпуска. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с ещё одним уникальным документом 1789 года – похвальной грамотойимператрицы Екатерины II князю Григорию Потёмкину-Таврическому за успешные действия во время войны с Турцией.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 817 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.