Океан по соседству с Солнцем

Ближайшая к нам экзопланета Проксима b, возможно, имеет океан, а ее звезда своей активностью чем-то напоминает Солнце. Что общего у ближайшей к Солнцу экзопланеты и Земли?

В последние два месяца ближайшая к Солнцу звезда — Проксима Центавра — все чаще становится предметом научных новостей. После обнаружения у нее землеподобной планеты заинтересовались множество ученых со всего мира. Постоянно выходят все новые и новые научные статьи, уточняющие параметры звездной системы и возможные физические условия на поверхности планеты. Но главный вопрос — может ли на Проксиме b существовать жизнь или условия окажутся слишком экстремальными — пока остается без ответа.

Звезда Проксима Центавра относится к системе альфы Центавра. Это тройная звездная система, два компонента которой (альфа Центавра А и альфа Центавра B) хорошо видны на небе невооруженным глазом как одна звезда, а вот для третьего (Проксимы) нужен телескоп. Альфа Центавра A и B — это звезды главной последовательности, то есть их физические характеристики схожи с солнечными. Они вращаются вокруг общего центра масс по довольно вытянутой орбите с периодом в 79,91 года. Возраст звездной системы оценивается в 6 млрд лет, что несколько больше возраста Солнца, которому примерно 4,6 млрд.

Таким образом, по мнению многих исследователей, если в системе существуют планеты в зоне обитаемости, на них могла бы сущестовать жизнь!

Пожалуй, самым знаковым событием за все время изучения Проксимы Центавра стало обнаружение у нее планеты. 24 августа 2016 года Европейская южная обсерватория объявила об обнаружении у звезды землеподобной планеты. Причем эта планета находится как раз в обитаемой зоне, а значит, на ее поверхности возможно существование жидкой воды. Астрономы не могли и надеяться, что планета с благоприятными для жизни условиями может быть расположена так «близко» от Солнечной системы. Однако многие исследователи предостерегают от преждевременных надежд. Период обращения недавно открытой вокруг Проксимы Центавра планеты всего 11 земных суток.

И есть очень большая вероятность, что планета испытала приливный захват и обращена к звезде одной своей стороной. Часто можно слышать мнение, что такое положение планеты приводит к вымораживанию атмосферы на ночной стороне из-за очень низкой температуры и к перегреву дневной стороны.

Кстати, именно к альфе Центавра планируется отправить космический аппарат со скоростью 60 тыс. км/с в рамках проекта Юрия Мильнера и Стивена Хокинга Breakthrough Starshot. По проекту предполагается разгонять спутники весом в 1 грамм с помощью системы мощных лазеров. Теоретически такой спутник должен достичь скорости в 20% от скорости света и долететь до звезды за 20–30 лет.

Источник: gazeta.ru