/Общество/

В окрестносятх Новороссийска найдена "Чайка" летчика-истрибителя Аркадия Михайловича Лодвикова

В начале марта 2017 года поисковиками «Кубанского плацдарма» было обследовано место падения советского самолета на северо-западных скатах горы Колдун (Новороссийск) вблизи поселка Федотовка (Ноовроссийск). Судя по разлету обломков, самолет падал со стороны Федотовки и после столкновения с землей сгорел.

Парашютной системы, либо останков пилота обнаружено не было, что оставляло надежду на спасение летчика. Хотя, учитывая, что самолет падал со стороны немецких позиций и рухнул на землю буквально в 100 метрах за передовыми советскими траншеями защитников Малой Земли, была велика вероятность того, что выбросившись на парашюте, летчик мог попасть в руки противника.

 

Не смотря на небольшое количество фрагментов самолета, сохранившихся до наших дней, нам удалось без труда установить и тип самолета и его заводской номер. Сразу на двух обломках фюзеляжа были найдены повторяющиеся выбитые цифры 9492. В сочетании с остатками боекомплекта ШКАСа 7.62-мм, это указывало на биплан И-153 «чайка», использовавшийся в боях на Кубани в качестве легкого штурмовика.

 

По информации, содержащейся в нашей базе данных, самолет И-153 № 9492 с мотором М-62 № 624098 входил в состав 611 ИАП 236 ИАД и был списан 18.04.1943 г., как не вернувшийся с боевого задания.

 

К сожалению, среди архивных документов, находящихся на хранении в ЦАМО сведения о боевой работе 236 ИАД в целом и 611 ИАП в частности, крайне скупы. Не смотря на все предпринятые усилия и помощь коллег-поисковиков из других регионов, так и не удалось найти в архивных документах указания на того, кто конкретно пилотировал найденную «чайку» в ее последнем боевом вылете.
Единственное в чем нам удалось продвинуться в перед, так это то, что скорее всего самолет был сбит 17 апреля 1943 года. Очень часто в документах военных лет дата гибели самолета не совпадала с датой приказа о списании, но это и понятно, поскольку для подготовки документов на списание требовалось некоторое время.

В пользу этой версии говорила запись в летной книжке командира 611 ИАП майора Чугунова о произведенной 17.04.1943 г. штурмовке войск противника в районе Федотовка-Мысхако. Но кроме уточнения вероятной даты гибели найденной «чайки», других сведений о ее пилоте найти не удалось.

Кроме того, именно 17 апреля 1943 года немецким командованием была начата операция «Нептун», имевшая своей целью уничтожение нашего десанта на Малой Земле. Для реализации своих планов противник бросил в бой всю имеющуюся в его распоряжении авиацию, включая базирующуюся на аэродромах Крыма и Донбасса. В общей сложности около 1260 самолетов.

Спустя три дня из Резерва Ставки Верховного главнокомандующего на Кубань будут переброшены свежие авиационные соединения: 3 ИАК, 2 БАК, 2 САК и 287 ИАД, укомплектованные современными самолетами, которые невероятными усилиями и ценой жизней десятков пилотов сумеют переломить ситуацию в нашу пользу.

А пока, в первые дни наступления вся тяжесть воздушных боев легла на плечи 236 ИАД, которой предстояло на, в большинстве своем, устаревших типах самолетов, таких как И-16 и И-153, противостоять всей мощи люфтваффе. Без прикрытия с воздуха нашим войскам было практически невозможно удержать занимаемые рубежи и прекрасно понимая это летчики делали все возможное в небе, что бы обеспечить успех на земле.
Именно в ходе этих боев и была сбита найденная нами «чайка». И тем сильнее было желание узнать имя героя, вступившего в неравный бой с превосходящим его противником.

Спустя месяц архивных исследований нам уже казалось, что начатая работа не будет доведена до логического завершения. Тогда я решил попытаться вычислить имя летчика по косвенным данным. Для начала, основываясь на приказах по 611 ИАП о выплате вознаграждения за проведенные штурмовки войск противника за период март-апрель 1943 года, находящиеся в открытом доступе на сайте «Память народа», я сформировал список личного состава 611 ИАП. Получилось 17 фамилий.

Затем, используя возможности все того же ресурса проверил наградные листы всех 17 летчиков в надежде найти в одном из них упоминание о боевом вылете 17 апреля 1943 года в район Федотовки, но безуспешно.

Зато мое внимание привлекла информация, указанная в наградном листе на пилота 611 ИАП старшего сержанта Лодвикова о полученных им ранениях. В представлении к ордену было указано, что 17.04.1943 года при выполнении боевого задания он получил множественные осколочные ранения правой ноги. Как минимум это указывало на то, что Лодвиков принимал участие в том самом боевом вылете в район Федотовки. Но, никаких других свидетельств, указывающих на связь Лодвикова с найденной «чайкой» в наградных документах установить не удалось.
На следующем этапе была предпринята попытка установить боевой путь всех пилотов 611 ИАП через поисковые системы в сети интернет, и снова в поле зрения попал Лодвиков. В послевоенные годы он жил в г. Усинске и работал в СУ-17. На сайтах местных газет удалось разыскать несколько статей о ветеране Великой Отечественной войны летчике-истребителе Аркадие Михайловиче Лодвикове.

В статьях рассказывается о его боевом пути и ранении, полученном в бою над Малой Землей в апреле 1943 года (из наградного листа мы точно знаем, что описываемые события произошли 17.04.1943 г.). Выбросившийся с парашютом из подбитой зенитным огнем машины, старший сержант Лодвиков приземлится вблизи передовых советских позиций и был спасен десантниками, которые прикрыли его огнем и вытащили с нейтральной полосы.

В ту же ночь Аркадий Михайлович был доставлен катером в госпиталь на большую землю. На этом наша история поиска заканчивается, но не заканчивается история летчика-истребителя Аркадия Лодвикова.
Не долечившись он сбежал из госпиталя и снова поднялся в воздух чтобы громить врага. В очередном воздушном бою 18 сентября 1943 года он снова был сбит. На этот раз ему не повезло: с сильными ожогами лица и обоих рук он попал в плен. Сначала его допрашивали в гестапо в Мелитополе, а позже отправили в лагерь военнопленных в Кривой Рог, где Аркадию наконец оказали медицинскую помощь. К тому времени раны на руках уже начали загнивать, но благодаря усилиям врачей из числа пленных, распространение инфекции удалось остановить. Тем же в лагере Лодвиков встретил своего сослуживца капитана Машенкина. Вместе с ним и еще одним пленным летчиком Панажченко 23.10.1943 года они совершили побег, но вскоре были схвачены немцами.

После этого Аркадия Михайловича перевели в лагерь Славута. 04 января 1944 года с группой красноармейцев он снова совершил побег. Через местных жителей им удалось связаться с партизанами, так старший сержант Лодвиков стал вторым номером пулеметного расчета в партизанском отряде им. Ленина. Но долго партизанить ему не пришлось, уже 15 января Лодвиков был переправлен в штаб 1-го Украинского фронта и после проверки в феврале 1944 года вернулся в родной 611 ИАП, который к тому времени был переименован в 611-й Перемышльский истребительный авиаполк.

Появление его в полку было сродни грому среди ясного неба. Все помнили стройного, русоволосого симпатичного Аркадия. Сейчас же перед ними стоял человек с обгоревшей, покрытой буграми кожей. Весть о появлении Лодвикова облетела полк, сбежались почти все. Вернулся человек, которого уже дважды хоронили.
Шло время, уже лейтенант Лодвиков увеличил свой личный счет побед до пяти сбитых самолетов противника. К имевшимся орденам Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени, в сентябре 1944 года он добавил еще один орден Красного Знамени.

Победный май 1945-го Аркадий Михайлович встретил в Австрийском городе Мюнхендорфе. Вскоре после Победы Лодвиков, как и многие другие, был уволен в запас. В гражданской жизни Аркадий Михайлович до 80-х город работал на предприятии СУ-17 города Усинск Республики Коми, пока в не вернулся жить обратно на свою малую родину в Татарстан. На этом этапе его следы теряются, но наше расследование продолжается и возможно уже скоро мы сможем рассказать внукам Аркадия Михайловича о его боевом пути и передать в подарок на долгую память один из фрагментов его первой боевой машины - «чайки», сбитой в бою в Кубанском небе над Малой Землей.

Евгений Порфирьев "Кубанский плацдарм"

Просмотров: 1 041 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.