/Общество/

История брака, свадебные традиции и обряды – в фонде Президентской библиотеки

8 июля 2017 года в России отмечают День семьи, любви и верности. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронными копиями редких книг, раскрывающих историю возникновения брака и свадебных обрядов. В них также отражено отношение к понятию «семья» в разные периоды российской истории.

В этот день православная церковь чтит память покровителей семьи и брака святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Пётр и его жена так самоотверженно и мудро выстроили свою семейную жизнь, взрастив троих детей и дав современникам пример взаимной преданности, что в 1547 году церковь канонизировала их. А проповедуемые ими общечеловеческие ценности – такие как семья, любовь, надёжность и нравственность – из поколения в поколение передаются их потомкам. Об этой образцовой семье идёт речь, в частности, в книге А. Бронзова 1901 года «О христианской семье и связанных с нею вопросах» из фонда Президентской библиотеки.

В ряде раритетных книг можно найти описание первоначальной ступени развития брака. В исследовании А. Смирнова 1878 года «Народные способы заключения брака» говорится: «Уже в древности сформировалось у Славян понятие, что супружеский союз не зависит от человеческого произвола, а наперёд определяется судьбою или божественною волею: „кому на ком жениться, тот в того и родится“, „суженого не обойти – не объехать“, брак – „суд Божий“».

С введением на Руси христианства присущий ему способ бракосочетания – венчание – долгое время не приживался в народе, имевшем свои многовековые обычаи заключения брака. В древние времена у людей существовало мнение, что венчаться должны только бояре и князья. Расторжение брака допускалось народным правом – но только как исключение из общего правила: брак по народному понятию есть союз «на-веки».

В книге Смирнова рассказывается и об обрядах, в которых отражено и подчинённое относительно супруга положение жены: «…В некоторых местах невеста, в знак покорности, должна кланяться жениху в ноги; в некоторых местах молодой бьет молодую плетью; причем напр. в Черниговской губ. он говорит: „покидай батьковi та материны норовы, та бери мои“».

С течением времени правила менялись: старые традиции упразднялись, появлялись новые условия для вступления в брак. В начале XX века для лиц, желающих соединить себя узами брака, были введены возрастные ограничения. Об этом можно прочесть в электронной копии издания В. Дроздова «Крестьянские законы» 1910 года из фонда Президентской библиотеки: «Закон разрешает вступать в брак мужчинам не моложе 18-ти лет и не старше 80-ти лет, а женщинам, имеющим не менее 16-ти лет и не более 80-ти лет». Меняется и прежний постулат верховенства мужчины над женщиной: «Для вступления в законный брак требуется, прежде всего, чтобы лица, идущие под венец, делали бы это по обоюдному согласию, без всякого с чьей-либо стороны принуждения…».

Взгляды на семью, на взаимоотношения мужчины и женщины резко изменились после революции. Автор книги 1926 года «Мораль и быт пролетариата в переходный период»Е. Ярославский подчёркивает, что нарождается семья нового типа, где два товарища совместно участвуют в социалистическом накоплении нравственных ценностей и являются ячейкой общества, на которой держится государство, прежде всего в демографическом плане. Одна из особенностей новой семьи – общественное воспитание детей.

В фонде Президентской библиотеки можно найти также современные научные исследования, темой которых стали именно семейные ценности. Это, к примеру, работа Ю. Гончарова«Городская семья Сибири второй половины XIX – начала XX в.». В автореферате Э. Енчинова«Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной культуре»выявлены базовые установления жителей Алтая в области семейных традиций. Так, например, «…санкция за нарушение норм обычного права распространялась не только на виновника, но и на членов его семьи, рода. Алтайцы говорят: „Балдары кинчегин чечер“. Буквально это значит: „Дети развязывают узлы родителей“, то есть наказание за грех или правонарушение может перейти к последующим поколениям фамилии». Президентская библиотека продолжит поиск и перевод в электронный формат уникальных материалов и документов по истории государства и его неотъемлемой составляющей – российского народа, сумевшего накопить столь самобытный и разнообразный опыт семейных отношений.

*Фото м/ф "Жил был пёс"

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 3 695 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.