/Общество/

Музыка в археологии: новые уникальные находки на античном некрополе поселения Волна 1

Во время исследования античного некрополя Волна 1, расположенного в Темрюкском районе Краснодарского края, археологи Сочинской экспедиции ИА РАН обнаружили уникальную находку – остатки древнегреческой арфы-тригона.

Находка арфы в погребении является уникальным не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и для всего греческого мира. До настоящего времени нам была известна одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V в. до н.э. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до н.э. Оказывается, что музыкальный инструмент с Тамани - один из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире. Находка арфы в погребении является уникальным не только для территории Боспора и Северного Причерноморья, но и для всего греческого мира. До настоящего времени нам была известна одна частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V в. до н.э. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до н.э. Оказывается, что музыкальный инструмент с Тамани - один из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире. Уже когда писалась новость об этой замечательной находке, археологам вновь улыбнулась удача. В одном из расположенных неподалеку погребений была обнаружена еще одна две детали от струнного инструмента. В погребении воина первой половины V в. до н.э. (480-е гг.) была найдена костяная деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который подымал струны на декой. У последнего изделия на концах сохранились остатки дерева. Это свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, струн было 7. Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир (и их разновидностей) и кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. А в 20 см от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и (что вероятнее) плектром для игры на струнных инструментах – деталь так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары.

Находка остатков кифары в мужском и даже воинском погребении сразу вызывает в памяти сюжеты из «Стратегем» («стратигема» - военная хитрость) древнегреческого писателя Полиэна. В одной из них Македонский царь Антигон II Гонат (319-239 гг. до н.э) устроил выступление в г. Коринф знаменитого кифареда Амебея. Городская стража была настолько увлечена этим зрелищем, что Антигон смог беспрепятственно захватить город. В другой стратегеме Полиэн рассказывает, как сиракузский тиран Агафокл (361-289 гг. до н.э.) пригласил на ужин пятьсот граждан, играл им на кифаре. Граждане были настолько возбуждены от его игры, что он смог выйти из зала и его гоплиты перебили всех собравшихся. Есть среди стратегем Полиэна и одна, относящаяся непосредственно к Боспору. Так, во время Боспоро-Гераклейской войны, военноначальник Мемнон (380-333 гг. до н.э.), собираясь напасть на Боспор, решил выяснить количество воинов у царя Левкона. Для этого он устроил выступление известного кифареда Аристоника из Олинфа. По его задумке, местные жители должны были «поспешно собраться» в театре на представление, и его шпионы смогли бы пересчитать количество воинов. Кстати, сам упомянутый Аристоник был учителем музыки и товарищем Филиппа II – отца Александра Македонского. Участвовал в восточном походе Александра и погиб в стычке с массагетами под Зариаспами. Данный рассказ повествует нам, что кифара была чрезвычайно популярна на Боспоре. Игрой на кифаре увлекались цари и тираны, полководцы и воины. Не чужды были данному увлечению и Олимпийские Боги. Недаром Аполлон, один из покровителей греческих колонистов, часто изображался с кифарой.
Новые находки на Тамани дополняет музыкальный ряд древнегреческой культуры не только октавами и струнами, но и тем, что после реставрации в музейной экспозиции можно будет увидеть то, что когда-то реально звучало, веселило, печалило...

Источник: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук

Просмотров: 802 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.