/Поздравляем/

Седьмая русско-шведская война

17 мая 1656 года началась очередная русско-шведская война — отец будущего императора Петра первым попытался сделать то, что позже удастся его сыну.

Седьмая по счету война России и Швеции, объявленная 17 (7 по старому стилю) мая 1656 года, начиналась в совершенно особенных геополитических условиях. До этого наша страна два года вела успешную войну с Польшей за земли Украины и Белоруссии. Но в 1655 году центральную Польшу, от Варшавы до Кракова, решительно и быстро захватила армия шведского короля Карла X.

Большинство польских магнатов и шляхты признало власть победоносного монарха Швеции. Литовские магнаты, ранее потерпевшие поражение от русских войск в Белоруссии, тоже подписали унию с Карлом X. Возникла реальная опасность, что вместо ослабленной Речи Посполитой отныне России будет противостоять объединенное государство Швеции и Польши.

Швеция в то время была главным производителем железа в Европе, на эту мощную материальную база опиралась опытная шведская армия, тогда по праву считавшаяся лучшей на континенте. Польша же в то время, не уступая России по численности населения, была главным поставщиком хлеба в Европе. Соединенные вместе ресурсы Швеции и Польши могли образовать крайне опасную для России сверхдержаву, простиравшуюся от Карелии до Румынии.

В этих условиях русское правительство царя Алексея Михайловича, второго монарха их династии Романовых и будущего отца Петра I, решило не дожидаться создания шведско-польского гегемона, а нанести шведам упреждающий удар, пока основные силы армии Карла X заняты в центральной Польше. Так весной 1656 года началось приготовление к войне.

Решено было нанести сразу три удара, способных вернуть России надежный выход на Балтику. Основные силы русской армии, находившиеся тогда под Смоленском, недавно отбитом у поляков, должны были на построенных речных судах спуститься по течению Западной Двины и взять штурмом Ригу, принадлежавшую тогда шведам.

Вторая русская армия должна была занять вражеские крепости на реке Неве — древний русский Орешек, захваченный шведами в 1612 году во время Смуты, и крепость Ниеншанц на месте современного Петербурга. Третья армия от Пскова наступала на территорию Эстонии, чтобы вернуть древний русский город Юрьев (ныне эстонский Тарту, а в XVII столетии — шведский Дорпат, Дерпт).

Война началась успешно. Летом 1656 года наступавшие русские войска взяли Динабург (ныне латвийский Даугавпилс) и в конце августа осадили Ригу. Однако захватить этот крупный торговый центр на Балтике тогда не удалось – подвели датские союзники. В Москве надеялись, что враждующая со шведами Дания отправить свой флот, чтобы надёжно блокировать Ригу с моря. Но датчане на помощь не пришли, а у России тогда еще не было своего Балтийского флота.

Не сумев полностью блокировать осажденную Ригу, которой присылали по морю из Швеции подкрепления, и опасаясь возникшей в соседних районах чумы, русские войска осенью 1656 года отступили от города на восток. Но на территории современной Эстонии наши отряды сумели захватить Юрьев и окрестные замки бывших рыцарей Ливонского ордена, ставших шведскими дворянами.

На реке Неве русские отряды совместно с восставшими православными из карельских крестьян, заняли устье реки, где через полвека возникнет Петербург, и осадили крепость Орешек, которую шведы именовали Нотебург. Обеспокоенный успехами русских шведский король Карл X в следующем 1657 году попытался перейти в контрнаступление. Шведское войско даже вторглось на территорию Псковской земли, но было отброшено обратно.

Казалось, что у России, ещё за полвека до Петра I, появился шанс вернуться на берега Балтийского моря. Однако в ход войны вновь вмешались геополитические факторы. Пока русские не без успеха воевали со шведами в Прибалтике и Карелии, сумели оправиться поляки, воспользовавшись отвлечением главных сил России и Швеции. Кстати, Польшу тогда спасла украинская ныне Галиция, когда Львов стал аналогом Нижнего Новгорода в русскую Смуту — именно там было собрано шляхетское ополчение, освободившее в итоге Польшу от власти шведов. Но, едва освободившись от шведской опасности, польские шляхтичи тут же ринулись продолжать войну с Россией, чтобы вернуть украинские земли и отбитый нашими войсками Смоленск.

Одновременно на южных границах России активизировались крымские и ногайские татары, угрожавшие набегами на только что построенную нашими предками «Большую засечную черту». И вдобавок ко всем этим сложностям, мир со шведами заключила Дания, что позволило королю Карлу X перебросить дополнительные подкрепления в Прибалтику.

В этих условиях правительство царя Алексея Михайловича, чтобы избежать войны на три фронта (с поляками, шведами и крымскими татарами), решило пойти на мирные переговоры со Швецией. Второй царь из династии Романовых, прозванный «Тишайшим», в противоположность своему сыну, будущему императору Петру I, вообще отличался осторожностью и стремлением избегать непрогнозируемых рисков. В итоге мирных переговоров был подтверждён, выражаясь языком международной дипломатии, status quo — Россия и Швеция вернулись к довоенному положению владений и границ в Прибалтике.

Однако русско-шведская война 1656-58 годов, хотя и не привела к утверждению России на берегах Балтики, но всё же стала важной геополитической победой нашей страны. Нанесенный вовремя удар по шведам, не позволил Стокгольму полностью подчинить себе Польшу и создать опасную для России гигантскую сверхдержаву. В итоге буквально через полвека, уже при Петре I, наша страна не только вернула себе выход к Балтийскому морю, но и сумела обыграть поодиночке и Швецию и Польшу в многовековом соперничестве за доминирование в Восточной Европе и Прибалтике.

Источник: rusplt.ru
Просмотров: 2 587 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.