/Поздравляем/

Дорога в небо Арктики начиналась на Черном море

20 мая 1929 года в Николаеве открылась авиашкола, ставшая первой кузницей профессиональных летчиков Полярной авиации России.

Историю освоения Арктики принято связывать прежде всего с северными городами России — от Санкт-Петербурга до Архангельска и Мурманска. И это совершенно справедливо, если вести речь прежде всего о сугубо морском освоении Севера. Но если говорить о том, без чего это освоение никогда не было бы таким успешным — о Полярной авиации, — то окажется, что она как серьезная структура сложилась в немалой степени гораздо южнее. В предвоенные годы главной авиашколой, готовившей профессиональных полярных летчиков, было училище в Николаеве, прославившееся благодаря одному из его преподавателей и руководителей — Сигизмунду Леваневскому. А днем основания школы, которая поначалу носила название Николаевской школы морских летчиков Осоавиахима, считается 20 мая 1929 года, когда в новом учебном заведении начались первые занятия.

В структуре подготовки пилотов для советской авиации конца 1920-х — начала 1930-х годов школы и клубы Осоавиахима (структуры, позднее превратившейся в ДОСААФ, а затем в РОСТО) занимали особое место. Они принимали практически любого желающего открыть дорогу в небо, и многие знаменитые пилоты Великой Отечественной войны и послевоенных лет начинали свой путь именно в подразделениях Осоавиахима. Оттуда же ведет свою историю, например, и такой легендарный авиаконструктор, как Александр Яковлев, первые крылатые машины которого были построены на средства и при поддержке этой добровольной организации.

Однако в конце 1920-х подавляющее большинство авиашкол и авиаклубов Осоавиахима вели подготовку исключительно сухопутных летчиков. С одной стороны, это было понятно: в стране практически не было ни приспособленных к выполнению полетов над морем самолетов, ни существенной потребности в морских летчиках. И это при том, что об особой роли, которую в обороноспособности России должна играть морская авиация, русские пилоты говорили еще в 1911 году, на первом Всероссийском воздухоплавательном съезде. Но революции и Гражданская война помешали реализации тех планов, а новые планы, как и новые возможности, сформировались лишь к середине 1920-х. К тому времени главной кузницей для морской авиации была Военная школа морских летчиков имени Троцкого в Севастополе — наследница открывшейся в 1915 году в Петрограде офицерской школы морской авиации (позднее — Ейское училище). Но ее возможностей явно не хватало. Кроме военных морских летчиков, требовались и гражданские, и потому Осоавиахим по согласованию с военной и гражданской авиацией открыл новое учебное заведение — в Николаеве.

Смета новой школы и план строительства были утверждены Николаевским областным советом Осоавиахима 3 апреля 1929 года, а местом ее размещения стала дача № 8 на берегу Южного Буга, неподалеку от яхт-клуба. 20 мая состоялось официальное открытие школы, первыми курсантами которой стали полсотни рабочих судостроительного завода имени Андре Марти и завода сельскохозяйственной техники «Плуг и Молот». Первым начальником школы стал Петр Кондратьев из севастопольской школы морских летчиков, а его помощником по учебной части в июне 1930 года был назначен Сигизмунд Леваневский, только-только уволившийся с военной службы.

Меньше чем через год, в апреле 1931-го, Леваневский назначается начальником школы. Как вспоминают очевидцы, практически все время он проводил на аэродроме, руководя и наблюдая за полетами своих учеников. Превалирование практики над теорией было одной из особенностей авиашкол Осоавиахима, и потому основная часть учебного процесса приходилась на освоение техники и учебные полеты. А углубленную теоретическую подготовку выпускники николаевской школы получали уже в Севастополе, куда отправлялись на доучивание и получение квалификации морского летчика.

Первый такой выпуск состоялся уже в ноябре того же 1929 года — в нем было всего шесть пилотов. За последующие неполные два года, которые Николаевской школой морских летчиков Осоавиахима руководил Сигизмунд Леваневский, она успела произвести еще два выпуска. Что было особенно удивительно, за это время не было ни одного случая серьезной аварии или гибели курсантов, что, к сожалению, нередко случалось в других подобных заведениях. Это оказалось прекрасной характеристикой для школы, которую лишь укрепили успехи ее бывшего руководителя, в 1933 году перешедшего на работу в Полярную авиацию Главсевморпути и ставшего настоящей легендой 1930-х. Так что к осени 1934 года, когда руководство страны прислушалось к просьбам полярников обеспечить им собственную систему подготовки летных кадров, особо долго размышлять над выбором учебного заведения не пришлось. Он совершенно закономерно пал на Николаевскую школу морских летчиков Осоавиахима, которая к этому времени уже успела выпустить в общей сложности 74 летчика и 15 авиамотористов.

Насколько острой была нехватка подготовленных кадров в Полярной авиации, можно судить по такому факту. В течение одного только 1934 года списочный состав арктической Оперативной летной группы вырос вдвое — с 20 до 42 человек, а требовалось намного больше. В результате 29 ноября 1934 года Центральный совет Осоавиахима и Управление воздушной службы Главсевморпути заключили договор о передаче Николаевской школы морских летчиков в ведение Полярной авиации. Передача школы началась 25 декабря 1934 года, а с 1 января 1935 года новое учебное заведение получило название Николаевской школы морских летчиков Главсевморпути.

При этом поначалу программа обучения будущих полярных летчиков не слишком изменилась, а первый выпуск новой школы, который состоялся в том же 1935 году, был по-прежнему небольшим и практически полностью был распределен в Обскую, Енисейскую и Ленскую авиагруппы. Но к этому времени уже принимаются новое штатное расписание школы и новая программа подготовки специалистов: 7 июня 1935 года приказом по УВС Главсевморпути определено, что в Николаеве должны одновременно учиться 250 курсантов по специальности «Учморлет» и 50 — по специальности «Штурман-радист». Тогда же городские власти Николаева выделили для школы новый земельный участок, Главсевморпуть — деньги на строительство учебной базы и новые самолеты. В итоге в 1936 году николаевская школа располагала уже тремя сухопутными аэродромами — в Великой Коренихе, на Водопое и в Сливино — и гидроаэродромом на территории школы на Спасской косе. На сухопутных обучение шло на самолетах У-2 и Р-5, а гидробаза выпускала курсантов в полеты на гидросамолетах Ш-2 и МБР-2.

Первый выпуск морских летчиков для Полярной авиации, прошедших обучение по новой программе, состоялся в декабре 1936 года: всего 28 человек. 13 августа 1938 года приказом № 328 по Главсевморпути Николаевской школе морских летчиков Полярной авиации присвоили имя ее знаменитого начальника — Сигизмунда Леваневского: годом ранее он вместе со всем экипажем самолета Н-209 таинственно пропал без вести во время перелета через Северный полюс в Америку. А в ноябре того же года школа произвела последний выпуск — 43 специалиста.

К этому времени уже два месяца как был подписан приказ о передаче учебного заведения в ведение Народного комиссариата ВМФ: Полярная авиация получила так остро требовавшихся ей пилотов, и держать дальше на балансе дорогостоящую школу не собиралась — зато на нее засматривались флотские чины. Тем более что часть молодых летчиков из последнего выпуска перешла в ведение Управления морской авиации РККФ, которое высоко оценило уровень их подготовки. 26 сентября 1938 года приказом народного комиссара флота на базе Николаевской школы летчиков Полярной авиации было сформировано Военно-морское авиационное училище имени Сигизмунда Леваневского, занятия в котором начались 1 января 1939 года. В сентябре-октябре того же года училище выпустило первых лейтенантов флотской авиации — ими стали курсанты последнего, четвертого набора школы Полярной авиации. После этого Николаевское училище сменило профиль и стало готовить уже не летчиков, а летчиков-наблюдателей и штурманов. После войны, в 1947 году, училище еще раз было переименовано и стало называться Николаевским минно-торпедным авиационным училищем, уже без упоминания имени Леваневского. А в 1959 году состоялся последний выпуск — после этого на базе бывшего училища был создан и до недавнего времени действовал центр боевой подготовки морской авиации.

Хотя «полярный» период в истории Николаевской школы морских летчиков был недолгим, именно он прославил ее на всю страну. В те годы школу посещали такие легенды Русского Севера, как Отто Шмидт и Иван Папанин, а ее выпускники прокладывали первые воздушные трассы вдоль всего Северного Ледовитого океана — и над ним. Имена многих из них по сей день с уважением произносят нынешние полярные летчики. И никого уже не удивляет, что дорога в северное небо когда-то начиналась далеко на юге: над освоением Арктики трудилась вся огромная страна, и не имело значения, где именно готовили будущих покорителей высоких широт.

Источник: rusplt.ru
Просмотров: 1 348 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.