/Поздравляем/

Зарождение отечественной военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года был создан первый опытный авиаотряд из самолетов ТБ-1 и Р-5, что положило начало отечественной военно-транспортной авиации.

В конце 1920-х военачальники Красной армии искали новые возможности применения боевых самолетов, до того использовавшихся в основном для ведения разведки и бомбардировок. Одним из перспективных направлений было проведение с помощью авиации десантных операций, благодаря которым можно было перебрасывать войска и технику на самые неожиданные для вероятного противника направления. Первый опыт использования воздушного десанта в реальных боевых условиях Красная армия получила еще весной 1928 года. Тогда группа красноармейцев высадилась с самолетов в туркестанских песках и разгромила отряд лидера басмаческого движения в Средней Азии Джунаид-хана.

С 1930 года стали проводиться учения по высадке десанта. Отрабатывалась доставка людей, автомобилей, стрелкового оружия, артиллерии. Однако тогда десантирование осуществлялось «посадочным» способом, то есть сначала самолет должен был приземлиться, а затем из него высаживали десантников и выгружали технику. Парашютирование стало применяться позже, в том числе по инициативе Михаила Николаевича Тухачевского, который в то время командовал Ленинградским военным округом. Он считал, что следует создавать специальные авиасоединения, которые могли бы без посадки сбрасывать на парашютах людей, пушки, боеприпасы и имущество.

2 августа 1930 года на учениях в районе Воронежа впервые было осуществлено парашютное десантирование группы военнослужащих летно-технического состава.  Учитывая положительный опыт учебных десантных операций, на основании директивы от 18 марта 1931 года в Ленинградском военном округе был создан опытный воздухо-десантный отряд. В его состав передавалась стрелковая рота, саперный взвод, взвод связи и легких машин. На вооружении стояли пушки, бронемашины, танкетки, гранатометы и пулеметы, мотоциклы, грузовые и легковые автомобили. Всего личный состав опытного отряда насчитывал 164 человека.

Отряду было придано 12 тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и 10 самолетов Р-5. ТБ-1 (другое название — Ант-4), разработанный отечественными конструкторами, на то время был довольно современным. Это первый в мире серийный цельнометаллический бомбардировщик с моноплановым крылом. Такие самолеты строились с 1929-го по 1932 год и находились в составе ВВС до 1936 года, но использовались в гражданской авиации до середины 1940-х. Р-5 — многоцелевой самолет-биплан (имел два «этажа» крыльев) с деревянно-фанерным корпусом. Он находил применение и как штурмовик, и как разведчик, и как торпедоносец.

Окончательно опытный воздухо-десантный отряд был сформирован 1 июня 1931 года, поэтому дата считается днем рождения военно-транспортной авиации. А через два с лишним месяца опытный авиаотряд уже провел первое десантирование недалеко от Красногвардейска (так до 1944 года называлась Гатчина). В ходе учений парашютисты успешно «захватили» аэродром условного противника, на который приземлились транспортные самолеты. В дальнейшем отряд принимал участие в крупных учениях на Украине, провел свыше 100 выбросок парашютистов. Следом по образцу опытного авиаотряда началось создание аналогичных подразделений — авиационных батальонов особого назначения в Московском, Белорусском, Украинском и Приволжском военных округах. Развитие военно-транспортной авиации было дальновидным решением: сложно переоценить ее роль во время Великой Отечественной войны. Транспортные самолеты использовались для перевозки войск, оружия, для высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, снабжения партизанских отрядов и блокированных частей Красной армии. «Воздушный мост», на котором работали самолеты военно-транспортной авиации, был одним из основных каналов снабжения блокадного Ленинграда.

В наши дни военно-транспортная авиация является одной из основных составляющих Военно-воздушных сил. В то же время транспортные самолеты военной авиации нередко применяются и для решения мирных задач. Например, летом 2010 года, во время массовых лесных пожаров транспортные Ил-76 были переоснащены и направлены на тушение огня.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 996 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.