/Поздравляем/

Строительство Китайско-Восточной железной дороги

3 июня 1896 года в Москве был подписан секретный российско-китайский договор. Россия обещала защиту от возможной агрессии Японии и получила право на строительство в Маньчжурии КВЖД.

На исходе XIX столетия, 3 июня 1896 г. в первопрестольной Россия и Китай заключили секретный военно-оборонительный союз. Его подписание было выгодно обеим державам. Дряхлевшая Цинская империя получала по нему гарантию защиты от агрессивно-экспансионистской политики Японии, в войне с которой годом ранее огромная Поднебесная империя потерпела просто-таки катастрофическое поражение от маленького островного государства. В выигрыше оставалась и Россия. Cкрепление договора подписями позволило ей незамедлительно приступить к строительству южной ветки Транссибирской магистрали — Маньчжурской (будущей Китайско-Восточной железной дороги или КВЖД), через одноименную северо-восточную китайскую провинцию. Это был кратчайший путь из Сибири (Чита) в российское Приморье (Владивосток). В результате держава Белого царя запустила процесс экономического и культурно-политического проникновения Российской империи в приграничный Китай, заложив основы для создания уникального, хотя и весьма недолгого в исторической ретроспективе феномена маньчжурской Желтороссии. Кроме того, по условиям Московского договора Россия получала право в случае нападения на одну из сторон третьей державы захода в китайские порты своих военных судов, а также, что немаловажно, транзита через территорию Цинской империи по КВЖД своих войск и грузов как в мирное, так и в военное время.

Договор был завизирован с китайской стороны влиятельным сановником Ли Хунчжаном, а с российской — министром иностранных дел, князем А.Б. Лобановым-Ростовским и инициатором международного соглашения, министром финансов, графом С.Ю. Витте. Таким образом Российская империя реализовывала политику мирного проникновения в Поднебесную. В связи с секретным характером подписанного соглашения, не подлежавшего широкой огласке, стороны договора сочли излишним присутствие в тексте характерных для документов подобного рода дипломатических экивоков и витиеватостей. Зато антияпонская риторика российско-китайского договора была выражена в нем предельно четко: Россию, как и Китай, весьма беспокоили стремительно растущие геополитические аппетиты Страны восходящего Солнца.

Заключение договора в древней российской столице, а не в имперском Санкт-Петербурге вовсе не было случайным. Дело в том, что неделей ранее в Москве состоялась торжественная коронация последнего из Романовых. Практически весь петербургский свет и двор перебрались на празднование этого торжественного события в первопрестольную. Официально китайский Бисмарк (как называли Ли Хунчжана в Европе за его энергичность и активность) прибывал в Россию, чтобы вручить поздравления российскому императору Николаю II от его визави Гуансюя из Поднебесной. Дабы польстить вкусу наделенного высоким статусом зарубежного гостя, к его прибытию в центре Москвы фасад и интерьер дом-магазина чаеторговца С.В. Перлова был переоформлен зодчим К.К. Гиппиусом в восточном (ориенталистском) стиле. И хотя китайский мандарин в ходе своего визита в Москву поселился в другом особняке (кстати, родного брата чаеторговца Перлова), ныне этот весьма оригинальный дом-памятник русско-китайскому договору на Мясницкой улице, сохраняющий вот уже более века свой торговый профиль, является подлинным архитектурно-художественным украшением современной российской столицы. Впрочем, это уже совсем другая история.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 1 326 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.