/Поздравляем/

Открытие самой крупной дореволюционной Всероссийской выставки

С 9 июня по 3 октября (28 мая - 1 октября по старому стилю) 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино, где сейчас расположен «Парк им. 1-го мая» проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка.

Открытие самой крупной дореволюционной Всероссийской выставки Открытие самой крупной дореволюционной Всероссийской выставки

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II. К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры — подъёмники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть города с его заречной частью.

Для детального осмотра выставки, общей площадью около 25000 квадратных саженей, требовалось не менее недели. Количество посетителей составило примерно один миллион человек. В организации этой выставки принимали участие известные предприниматели: С. Т. Морозов был председателем ярмарочного комитета, С. И. Мамонтов заведовал одним из павильонов. Участниками выставки были отечественные предприниматели, и прежде всего, подчеркивалось российское происхождение представленных товаров. Успех выставки обеспечивался целой системой мер, предпринятых русским правительством для стимулирования экономического развития страны.

Решение о проведении Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде появилось не случайно. Снижение оборотов Нижегородской ярмарки, которая проводилась ежегодно, вызывало серьёзную озабоченность русского правительства. С не меньшей тревогой воспринималось и постепенное вытеснение отечественных хлебопроизводителей с традиционных европейских рынков. В то же время Нижний Новгород оставался «хлебной столицей» России, крупным торговым центром. Назрела необходимость организации специальных мероприятий, которые не только могли бы возродить интерес к «русскому хлебу» за границей, но и способствовали бы появлению новых товаров, внедрению новых технологий, освоению новых рынков.

Разумеется, помимо сугубо экономических целей (способствовать достижению баланса между спросом и предложением, производством и потреблением) выставка преследовала и определенные политические цели. Именно поэтому среди посетителей выставки были и министры, и послы иностранных держав, и царская семья.

Выставка 1896 года в Нижнем Новгороде стала крупнейшей дореволюционной выставкой в России. Одновременно с выставкой был проведён Всероссийский промышленный съезд. На выставке были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъёма: первая в мире гиперболоидная стальная сетчатая башня-оболочка и первые в мире стальные сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки (8 павильонов выставки общей площадью более 25 тысяч квадратных метров, включая уникальную ротонду Шухова — круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой покрытия) конструкции В. Г. Шухова (патенты Российской империи № 1894, 1895, 1896 от 12 марта); первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А. С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе; многие другие технические изобретения, технологии, художественные достижения.

Место для выставки было выбрано на левом берегу реки Оки, между главной линией Московско-Нижегородской железной дороги и лесом графа Шувалова, почти рядом с ярмаркой (в настоящее время на этой площади находится парк им. 1 Мая). Она занимала около 84 га. Для уменьшения строительных расходов из Москвы в Нижний Новгород было перенесено центральное здание, оставшееся после всероссийской выставки 1882 года.

Всех зданий и сооружений, возведённых по распоряжению министерства финансов — около 70. Павильонов частных лиц и учреждений — более 120.

Выставочная территория была прорезана круговой электрической дорогой (около 3,7 км). Освещалась выставка электричеством. Для сообщения города с выставкой устроены были электрическая железная дорога, два элеватора и особые пароходные курсы. Для посетителей выставки были установлены 183 маршрута из разных городов России, по железным дорогам и водяным сообщениям, со значительной скидкой. На выставке читались лекции по разным предметам; в каждом отделе, в известные часы, давались объяснения. Во время выставки устроены были съезды торгово-промышленный (более 1 тысячи членов), овцеводов, пчеловодов, пожарный и др. Всех посетителей на выставке, в течение 125 дней, было 991 033, считая в том числе и бесплатных народных учителей, учеников, рабочих и проч. Для воспитанников учебных заведений и рабочих был устроен даровой проезд на выставку. На московской всероссийской выставке 1882 г. посетителей было 1 077 198 человек. Экспонентов в Н. Новгороде 9700, в Москве — 5318. Особенно широко были в Нижнем представлены отделы среднеазиатский, сибирский, крайнего севера (устроенный Московско-Яросл.-Архан. жел. дорогой).

Источник: wikipedia.org

Просмотров: 252 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив