Новороссийской таможне - 167 лет.
В жизни каждого из нас время от времени наступают особые даты. Такие, например – как день рождения или юбилей. Вот такое событие празднует в этом году Новороссийская таможня – 167 лет с момента основания.
История таможенной службы в Российской империи началась еще в 17 веке. Первый таможенный устав был издан в 1653 году указом Государя Алексея Михайловича. Вслед за ним спустя 14 лет вышел новоторговый устав. В нем говорилось:»Иностранные товары, поступающие на рынки, должны иметь клейма, печать и всякие разумные признаки., свидетельствующие о том, где произведены». Государственным таможенным чинам ставилась задача предотвратить ввоз низкосортной продукции, «чтобы впредь худых товаров в отпуске в Московское государство заказ учили под жестокою заповедью и посылать перестали б, а худые товары, изобличив, и во весь свет огласив, отослать с бесчестием, ярмарки чтоб впредь таких худых не ввозили и добрым товарам цены не портили». Тогда же начали брать пошлину с оценки товара, утаенные предметы торговли – изымали в пользу казны, а приказчиков «за утайку хозяйских товаров били кнутом нещадно».
Новороссийская таможня ведет свою историю, практически с момента основания города. Ну а торговля различными товарами велась на этих землях задолго до этого. Еще в древности местные племена обменивались с пришлыми народами оружием, предметами быта и украшениями. Такой меновой характер торговля сохраняла вплоть до 19 века. В то время Черноморское побережье населяли адыги, шапсуги, нагайцы и прочие воинственные горские народы. Товары привозили сюда со всего мира. Подтверждение тому – археологические находки. Итальянская порча, китайская посуда и зеркала… и многое, многое другое. Особенным образом строились торговые отношения с Турцией. Самым ценным и желанным товаром для турков были невольники. Сколько молодых девушек за долгие годы насильно увезли с этих берегов, разлучили с родными и любимыми? Каково было вольным красавицам, рожденным на берегах Калолимены – «Прекрасной гавани», в гаремах у султанов? Теперь об этом можно только догадываться. Кстати, одно из доказательств процветавшей тогда работорговли сохранилось до сих пор. Название города Геленджик переводится, как «белая невеста»…
Торговля на этих землях приняла другой вид с того момента, как здесь появились русские. В 1829 году, после окончания русско – турецкой войны, по Адриановскому мирному соглашению к России отошла узкая полоса восточного побережья Кавказа от устья реки Кубань до границы Грузии. Для более прочного утверждения на новых завоеванных территориях здесь была построена Черноморская береговая линия, состоявшая из ряда укреплений.
Горцы не прекращали бороться за свои земли, со временем нашли, как извлечь выгоду из такого не очень радостного для них соседства. Русские военные охотно выменивали у коренных жителей продукты и прочие товары. Торговля при этом строго контролировалась. Одни товары пропускали через заставы под оплату пошлины, другие и вовсе не разрешалось ввозить. Для ограждения края от заноса заразных заболеваний через границу учреждались карантины.
Большую роль в установлении дружеских отношений с горцами сыграл генерал Николай Раевский – один из основателей Новороссийска. Он первым предложил создать при укреплениях таможни, проводить базары, продавать горцам нужные им товары, по ценам ниже турецких – соль, изделия из железа, в общем все, кроме оружия. Его дело продолжил адмирал Серебряков. Благодаря Лазарю Марковичу при укреплении Новороссийск появилось гражданское поселение, что положило начало возникновению здесь города.
30 июня 1845 года Государь Император Николай I Высочайше повелеть соизволили: до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на Восточном берегу Черного моря сделать в виде временной меры следующие распоряжения.
1. Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов Российских и иностранных, учредив в Новороссийске таможенную заставу, с отнесением по оному 2325 рублей за счет Государственного Казначейства.
2. Дозволить привозить в Новороссийский порт те же самые товары, как дозволены к привозу в Сухум – Кале пои статье свода Устава таможенного и по Высочайше утвержденной росписи товаров.
3. Срок для очистки пошлиною иностранных товаров в Новороссийске назначить месячный.
Карантинно – таможенная застава открыла свои действия с января 1846 года. Первым в ее истории управляющим был надворный советник Игнатий Анатольевич Лонткевич. Новороссийская таможни принимала суда, взимала пошлину и боролась с контрабандой, основным предметом которой по-прежнему оставались невольники. Взамен рабов горцы получали турецкое оружие, порох и снаряды.
Кстати, спасенные русскими воинами черкешенки, избежав участи быть невольницами в турецких гаремах, имели возможность самостоятельно устроить свою судьбу. Высочайшим указом им дозволено было вступить в брак с нижними чинами русской армии.
В то время здесь еще не было пристаней. Корабли заходили в бухту и причаливали у мертвых якорей с бочками. Заморские ткани, лаки, нитки, турецкий табак в тюках, дыни, арбузы, грузинское вино и спирт – перевозить на баркасах и фелюгах на берег. На торговой площади (теперь на этом месте площадь Героев) шла бойкая купля – продажа. Но, прежде чем попасть на рынок, грузы подвергались таможенному досмотру и очистке пошлиной. Здание карантинно – таможенной заставы располагалось здесь же на набережной, примерно в том месте, где теперь находится дом под шпилем. Кстати, в этом же районе была построена самая первая в городе деревянная пристань. Домик таможни был одноэтажным и ничем не примечательным. Один из фотографов, живший здесь 100 лет назад, обратил внимание на него, лишь во время сильнейшего норд-оста. В деревянном домике таможни размещались канцелярия, весовая, кладовая временного хранения товаров и кабинет управляющего. Был у таможенников и собственный пароход для ведения патрульной службы на море. Пространство вод в три морские мили от русского берега считалось таможенной полосой. В ее пределах все суда и русские и иностранные подлежали контролю.
В случае сопротивления при досмотре или задержании, таможенники имели право применить оружие. Все служащие имели винтовки, пистолеты и шашки драгунского образца.
Помимо традиционных обязанностей, таможня занималась измерением судов, выдавала соответствующие свидетельства, патенты на поднятие флага и паспорта на право совершения рейсов. Об этом рассказывают архивные документы. Вот, например, прошение турецко – подданного Мемиша Али Оглу:
«Прибыв из города Ризе в Турции на принадлежащей мне фелюге с полным оснащением таковой, покорнейше прошу распоряжения Новороссийской таможни об измерении таковой фелюги, каковую желаю оплатить пошлиною».
Кстати, подданные Турции находились у местных властей под особым наблюдением. Турецкие торговые суда стали допускать в порт только, начиная с 1878 года, после издания Высочайшего распоряжения. А до этого путь в город им был закрыт. От иноверцев ждали всяческих неприятностей. Конфликт между Россией и Турцией все еще не был исчерпан.
Прошение, направленное г. Полицмейстеру: «Новороссийская таможня имеет честь покорнейше просить распоряжения Вашего Высокоблагородия произвести дознание, не имеется ли у назвавшего Ахмедом Османом Эфенди-оглы, задержанного в бухте при тайном переходе границы, какое-либо имущество, подлежащее казенному взысканию за попытку тайного ввоза».
Карантино – таможенная застава была влиятельным учреждением с огромными денежными доходами. Ежегодно она отчисляла 1/5 часть сборов в пользу города на содержание местного управления и благоустройство.
Таможня имела большие права и никакое начальство, ни гражданское, ни военное не имело права вмешиваться в ее деятельность. Напротив, должно было помогать и всячески содействовать под страхом наказания.
В газете «Кавказ» Секретарь Новороссийского Карантинно-таможенного правления Пушкарев писал:
«Выгодный сбыт и значительное требование туземцами мануфактурных товаров привлекли сюда промышленное сословие. Дальнейшие торговые успехи были причиною открытия портового города. С 1846 года открылась здесь правильная, вносимая в официальные документы, торговля. Несмотря на младенчество, она достигла уже такого развития, которым едва ли могут похвалиться другие портовые города России. Вместе с увеличением привоза необходимых для туземцев мануфактурных товаров ежегодно увеличивается привоз турецкого табака. В 1848 году его привезено прямо из-за границы 2500 пудов и из Сухум – Кале 1500 пудов. Из российских портов привозят российскую соль для торговли с горцами, табак, кожи, хлебное и виноградное крымское вино, разные продукты и изделия для горцев и жителей Новороссийска, а также строительные материалы для возводимых здесь частных и казенных построек. Отпуск товаров за границу составляют исключительно сырые произведения, в том числе воск, меха, масло, сало, зерно. Они добываются торговцами у окрестных жителей – горцев, на мену и отпуск их далеко не равняется привозу».
Порой среди товаров значились довольно странные на сегодняшний день наименования, такие, например, как сушеная кровь. А в 1848 году в Новороссийске открылась новая отрасль заграничной торговли – вывоз пиявиц. Поставляли пиявок горцы, добывая их в протоках реки Кубань.
В 1846 году в Новороссийске побывало 17 судов из заграничных портов и 102 из российских. Товаров ввезено было на сумму более 10 тысяч рублей, вывезено почти на 14 тысяч. Спустя 2 года эти цифры выросли вдвое. А с момента открытия железной дороги и того больше. Торговля с другими странами набирала обороты. В 1889 году в Новороссийский порт пришло 153 парохода. Более всего из них – британского флота.
Тем временем город рос. Морские суда теперь доставляли в Новороссийск не только товары, но и пассажиров, которые могли следовать отсюда в любую страну мира.
Из архивного документа: «По случаю ограничения вывоза из пределов Империи золотых и серебряных монет высочайшим повелением 27 апреля 1848 года Новороссийское карантинно – таможенное правление имеет честь покорнейше просить Новороссийское комендантское управление объявить всем торгующим в городе лицам и предупредить всех пассажиров, желающих отправиться из здешнего порта за границу, чтобы они при отправлении или вывозе с собой золотой или серебряной монеты, предварительно объявляли об оной правлению и предъявляли монету для таможенного досмотра, в противном случае, если открыта будет на судах, отправляющихся за границу, при пассажирах не явленных во правление, монета будет подвержена конфискации, как утаенный предмет вывоза».
Новороссийский пор быстро рос. Строились причалы, увеличивался грузооборот, внешняя торговля стала важнейшей отраслью. Ввоз грузов из других стран давал неплохие таможенные доходы. В 1910 году они составили более 2 миллионов рублей от всей торговли. Сумма по тем временам довольно значительная. Для сравнения – тогда килограмм пшеничной муки стоил чуть больше 6 копеек.
До первой мировой войны из-за границы в Новороссийск привозились из Америки – земледельческие орудия и машины, железные трубы. Из Германии – краски, машины и запчасти к ним. Из Англии – кирпич, стальные канаты, швейные машины, локомобили, молотилки, скобяной товар, медный купорос и карболовая кислота. Франция поставляла вина, шампанское и ликеры, различные химические товары, стекло, черепицу, канифоль. Италия – лимоны и апельсины.
С ростом грузооборота порта прибавилось работы и таможенникам. Все развивалось настолько стремительно, что в конце 1911 года более чем 100 досмотрщиков были не в силах справиться с учетом грузов. К тому же приходилось принимать из-за границы и досматривать одновременно несколько судов.
Штаты таможенных чиновников в основном комплектовались из дворянского сословия по рекомендации высокопоставленных персон с обязательной санкцией градоначальника. Досмотрщиками же принимали бывших военных, имевших положительные характеристики.
Каждый поступающий на службу в таможню, давал клятвенное обещание: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству верно и нелицемерно служить, во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови…». Теперь подобную клятву заменила присяга. И каждый вновь поступающий на работу клянется теперь «неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, защищать ее экономический суверенитет и безопасность, добросовестно выполнять свои служебные обязанности».
Сегодня штат сотрудников Новороссийской таможни насчитывает 534 человека. Все они – подготовленные и грамотные специалисты. Особым почетом и уважением пользуются здесь ветераны службы. Именно они годами накапливали бесценный опыт и теперь передают его молодым.
В истории Новороссийской таможни немало известных имен. Например, в 85 году позапрошлого столетия служил здесь Секретарем Александр Чехов, старший брат Антона Павловича. В Новороссийске он приобрел участок земли, чтобы строить дом. Не раз писал брату, что очарован местной природой и растущим городом. «Пишу теперь сознательно большую вещь – «Город будущего» и копирую Новороссийск, излагая свои наблюдения и впечатления, почерпнутые на Кавказе. Многое мне кажется дико, но оно схвачено с натуры». Спустя год из-за слабого здоровья Александр Чехов вынужден был оставить должность и покинуть Новороссийск.
В это время управляющим Новороссийской карантинно – таможенной конторой был надворный Советник Навроцкий.
Письмо о его награждении гласит: «Милостивый государь Ефимий Данилович! Государь император, по представлению господина Министра Финансов, об отлично – усердно службе и особых трудах Ваших, Всемилостивейше соизволил, в 24 день марта сего года, пожаловать Вас Кавалером Ордена Св. Станислава 3-й степени».
На рубеже 19 и 20 столетий возросший штат Новороссийской таможни привел к необходимости постройки нового здания, такого, чтоб разместились и службы и квартиры. В 1900 году Александр Щенснович – заведующий строительными работами на ст. Новороссийск ВКЖД направил управляющему таможни Глонти чертежи 4-х этажного здания коммерческого агентства для занятия его таможенниками и их семьями. Глонти отклонил предложение, сославшись на то, что здание агентства непрочно, а переделка его слишком затратна. Он настаивал на возведении новой постройки для таможни около эстакадной пристани. К слову сказать, здание Коммерческого агентства сохранилось и по сей день. Теперь в нем разместилось управление Новороссийского морского торгового порта.
Было ли построено новое здание для таможни – не известно, но согласно документам 1913 года, учреждение занимало 2-х этажный дом на Береговой улице. Теперь она носит название Портовой. На 1-м этаже дома располагалось управление, на 2-м видимо, квартиры служащих. Некоторые комнаты в этом здании таможня занимала вплоть до 1960 года. Потом «Союзвнештранс».
По договору с коммерческим агентством она арендовала еще складские помещения в отделении каменного и деревянного пакгаузов. Также таможня пользовалась двором площадью в 1500 саженей, обнесенным забором. На этой территории и проходила линия железной дороги для удобства подвода грузов на склады.
С победой революции 1917 года таможенная служба России была преобразована и стала действовать по законам, а точнее – декретам молодого советского государства. В мая 1918 года Ленин издает декрет о таможенных сборах и учреждениях. В нем говорится: «Никакие гражданские и военные власти не имеют права вмешиваться в черте действий таможни в распоряжения, вытекающие из хода таможенного дела. Напротив того, все власти должны оказывать полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений».
Для вновь созданной страны Советов таможенные сборы были одним из немногих источников пополнения казны. Согласно декрету, местные совдепы назначали комиссаров при таможне с правом политического наблюдения.
В 1918 году управляющий таможни пишет комиссару внутренних дел: «Для надлежащего хранения таможенных касс и пакгаузов досмотрщики должны быть вооружены холодным и огнестрельным оружием. В таможне имелось 15 казенных револьверов и 92 шашки драгунского образца. По надобности военного времени, согласно Мандату Совета солдатских депутатов, у нас были изъяты 4 револьвера. Управление таможни просит сохранить право по хранению оружия, т.к. в кассу идут большие поступления денег, что может привлечь за собой ограбление».
В 1918 году в Новороссийске царил хаос. Власть захватывали то красные, то белые, причем каждый требовал абсолютного подчинения. Все это сильно осложняло работу таможни. В 20-м году к власти в Новороссийске окончательно пришли большевики. Был создан Южный таможенный округ, куда вошла Новороссийская таможня. Новые штаты службы утверждались с учетом отношения к советской власти.
Наступил 21-й год. Страна перешла к новой экономической политике. Но процветать стала не только свободная торговля. За дело активно взялись контрабандисты. Началось выкачивание ценностей из страны. В 22-м году сотрудники Новороссийской таможни завели 300 дел, в основном – о конфискации. Товаров было изъято на сумму – более 21 миллиона рублей. Главными предметами конфискации были платиновая, золотая и серебряная российская и иностранная валюта, бриллианты, алмазы и другие драгоценные камни. Экспроприированные ценности передавали в запечатанном виде в местные кассовые учреждения Народного банка. Довольно часто их изымали у эмигрантов. В тот од за границу из Новороссийска отправилось 14 тысяч пассажиров.
Итальянский пароход «Никомидия». В каюте капитана и старшего механика при досмотре обнаружены слитки золота. Началась полная проверка парохода, затянувшаяся на целую неделю. Осматривали все – каюты, панели, потолки. В результате было найдено – 150 пудов серебра, более пуда золота, около 300 каратов бриллиантов, платина, жемчуг и другие ценности. Изобретательности контрабандистов можно поразиться. Жемчуг был спрятан в куске мыла, бриллианты, кольца и серьги в сливочном масле, золото в коробке, заваленной кучей хлама.
В 1924 году в Новороссийской таможне служило уже 150 человек. В распоряжении начальника был один легковой автомобиль – «Форд» и моторный катер «Красный таможенник».
В 1928 году постановлением Центрального исполнительного комитета СССР был утвержден новый Таможенный кодекс. Действовал он в течение 36 лет. Кодекс устанавливал, что таможенные учреждения СССР осуществляют фактический контроль над выполнением постановлений государственной монополии внешней торговли, взимают таможенные пошлинные сборы и совершают другие операции.
Со временем система таможенного дела упрощалась. Сложившаяся к 30-м годам структура таможенных органов просуществовала практически без изменений до самой войны.
В первые дни Великой Отечественной большая часть сотрудников таможни ушла на фронт. В это время прекратилось торговое мореплавание на Черном море, работа таможни сократилась, а затем и вовсе остановилась. Последним ушел начальник таможни Алексей Матвейкин. Он сражался в партизанском отряде и погиб на Малой Земле.
16 сентября 1943 года войска Северо – Кавказского фронта во взаимодействии с кораблями Черноморского флота и партизанскими отрядами штурмом овладели Новороссийском. Наш город был первым портом, освобожденным от немецких захватчиков.
В мае 1944 года Новороссийская таможня уже начала работать. Ее оперативная деятельность возобновилась спустя год. Тогда в штабе было всего 7 человек. Все ютились в одной комнатке. Порт в то время принимал суда с так называемым «живым» грузом – военнопленными или соотечественниками, возвращавшимися из Болгарии, Румынии и других стран. Приезжали домой из эвакуации и жители Новороссийска, возвращались целыми семьями со сем скрабом. А после Великой Победы пришло судно с оборудованием для ткацкой фабрики. Это был подарок королевы Англии.
Сразу после освобождения Новороссийска все силы были брошены на его восстановление. Сначала принимали промышленные предприятия, затем строили дома, разбивали парки и скверы. Город постепенно оживал, преображался и рос.
История таможни в 70-е годы полна громкими задержаниями. В 1969 году на танкере «Будапешт» разоблачили организованную группу контрабандистов, вывозившую крупные суммы советских денег, фотоаппараты и часы. Все это скрывалось в специально оборудованных тайниках. За 3 года из СССР они вывезли товаров на сумму 10 тысяч рублей. В 70-м году на танкере «Азербайджан» обнаружена и задержана партия контрабанды стоимостью 22 тысячи рублей. Шелковые покрывала, нейлоновые плащи, платки с люрексом, платья и прочее были скрыты в пустом баке для пресной воды. В 1982 году работники Новороссийской таможни раскрыли особый способ перемещения контрабанды. Преступная группа использовала пакеты пиломатериалов, внутри которых, в пустотах, прятали импортные джинсы. Сумма задержанной контрабанды составила более 28 тысяч рублей.
Вот так в 80-е годы в отличие от 20-х, предметами контрабанды вместо золота и драгоценных камней стала одежда, солнцезащитные очки и предметы парфюмерии. Теперь же это цветные металлы, машины и прочее.
Сегодня Новороссийская таможня – одна из крупнейших в стране. В ее составе 6 таможенных постов от Анапы до Геленджика. Таможня контролирует грузы и товары морском, автомобильном, железнодорожном и авиатранспорте. Штатная численность таможни – более 800 человек.
Пресс-секретарь Новороссийской таможни
Инна Кирчева
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.