/Тема дня/

Новороссийская бора. Взгляд из космоса

'Новороссийская<!--TEnd-->Противостояние мощного антициклона на Европейской территории России и средиземноморского циклона (1003 гПа), который вышел на Черное море, привело к резкому ухудшению погоды на большей части Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Дальнейшее продвижение циклона на восток привело к усилению ветра на черноморском побережье до ураганных значений и резкому понижению температуры. Очень часто в таких синоптических условиях развивается знаменитая новороссийская бора или норд-ост — сильный местный холодный северо-восточный ветер, дующий с гор на море. Основным материалом для изучения стали радиолокационные (РЛИ) и оптические изображения со спутников ENVISAT, Terra и Aqua, RADARSAT-1 и RADARSAT-2.

<!--[if gte mso 9]><!--[if gte mso 9]>Normal0falsefalsefalseRUX-NONEX-NONE<!--[if gte mso 9]><!--[if gte mso 10]>/* Style Definitions */table.MsoNormalTable{mso-style-name:"Обычная таблица";mso-tstyle-rowband-size:0;mso-tstyle-colband-size:0;mso-style-noshow:yes;mso-style-priority:99;mso-style-parent:"";mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;mso-para-margin-top:0cm;mso-para-margin-right:0cm;mso-para-margin-bottom:10.0pt;mso-para-margin-left:0cm;line-height:115%;mso-pagination:widow-orphan;font-size:11.0pt;font-family:"Calibri","sans-serif";mso-ascii-font-family:Calibri;mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-hansi-font-family:Calibri;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-fareast-language:EN-US;}

В этот раз наиболее экстремальные погодные условия во время боры 25-29 января были в Новороссийске. По данным ГМЦ ветер на акватории Черного моря в районе порта досгал ураганных скоростей — 25-30 м/с, 26-27 января — с порывами до 35-38 м/с; температура воздуха упала с 5°С до -13°С (рис. 2). На море наблюдались волны высотой 4-6 м. В прибрежной зоне моря холодный штормовой ветер срывал брызги с гребней волн, что привело к обледенению судов и портовых сооружений. Последний раз бора такой силы была в 1997 г.

6 февраля в Новороссийске вновь началась бора, причем аномально сильная. Пик ветра пришелся на ночь 7-8 февраля, температура воздуха упала до -19°С. Береговые станции зафиксировали скорость 52 м/с, после чего произошло отключение электроэнергии. Судовые станции на рейде фиксировали скорость ветра до 60 м/с.

Региональное управление МЧС объявило штормовое предупреждение в акватории Черного и Азовского морей. В связи с экстремальными погодными условиями в Новороссийске и других городах возникли чрезвычайные ситуации: были повреждены здания, линии связи и электропередач, повалены деревья и рекламные конструкции, обледенели суда в порту и на его акватории. В итоге из-за обрыва линий электропередач без света оказались 250 тыс. жителей. В целях безопасности все работы в порту были остановлены, закрыт участок федеральной трассы «Дон», отменено автобусное сообщение.

Анализ радиолокационных изображений показал, что воздействие боры на поверхность моря приводит к формированию характерных поверхностных сигнатур, которые отображаются на РЛИ в виде длинных полос, ортогональных берегу (рис. 6). Они часто осложнены поперечными волнообразными возмущениями, которые обусловлены порывистостью ветра (рис. 3б). На снимках видимого диапазона бора часто проявляется в поле облачности: в широкой прибрежной зоне наблюдается ее отсутствие, а затем — облачные полосы, образующиеся над морем там, где холодный воздух начинает прогреваться и возникает конвекция (рис. 4). Радарные спутниковые данные позволили определить ряд количественных характеристик явления и судить о его масштабах. На РЛИ (рис. 3 а, б) видно, что сильный, порывистый ветер отмечался на участке побережья Анапа–Туапсе (наиболее порывистый — с периодичностью 3-7 мин. — в Новороссийске и окрестностях). Бора охватила обширную акваторию в северо-восточной части Черного моря (до 200-300 км), причем в открытом море скорости ветра составляли от 10-14 м/с до 18-24 м/с.

— Для улучшения прогноза боры необходимо дополнить существующие методы оперативным анализом данных ДЗЗ, включая данные скаттерометрии и космической радиолокации. Современные методы дистанционного зондирования позволяют получить информацию не только о синоптической обстановке во время боры, но и определить ряд ее параметров над морем, что невозможно сделать традиционными методами, — говорит старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Андрей Иванов.

Этапы развития боры на оптических снимках ENVISAT MERIS от 25 и 28 января 2012 г. в 07:55 и 07:44 UTC (c) ESA, ИТЦ «СКАНЭКС»

Рис.Орографически модулированные, продольные струи сильного ветра и поперечные полосы — волнообразные проявления, определяющие порывистость ветра, в поле поверхностного волнения во время боры. Снимок ENVISAT, дата съемки 28.01.12, 07:44 UTC. Стрелками показано прогнозное поле ветра.

Рис.  Воздействие боры на поверхность моря приводит к формированию характерных поверхностных сигнатур, которые отображаются на РЛИ в виде длинных полос. Снимок RADARSAT-2, дата съемки 7 февраля 2012 г. (с) MDA, ИТЦ "СКАНЭКС"



ИТЦ «СКАНЭКС» продолжает проводить оперативный мониторинг обстановки в СВ части Черного моря.

 

Материал и фотоснимки  предоставлены ИТЦ "СКАНЭКС"

Просмотров: 4 988 Комментариев: 1
  1. дк 09.02.2012 17:27 Ответить
    заранее нужно готовится к таким ситуациям..Любой ветер и ситуация одна и таже: нет света - отключаются насосы с водой застой..кое как доводят до ума центр города..а его"закоулки" в последнюю очередь..через 3-и 4-е дня в лучшем случае.
  2. Свет 09.02.2012 17:27 Ответить
    Чёртик, ты не прав :)Не по всем направлениям;мне кажется с плиткой тротуарной у нас всё хорошо :)
  3. злому чёрту 09.02.2012 17:22 Ответить
    А эти дизельгенераторы теперь если верить прогнозу погоды в эту зиму не понадобятся. а на следущую зиму их уже не будет. "Добрые" административные люди растащат их по домам и дачкам :-E
  4. Владимир 09.02.2012 16:56 Ответить
    При совдепии была своя родная "НОВОРЭС", которая закрывала проблему в таких ситуациях в коммуналке. Ограничивалась подача электроэнергии промпрдприятиям.
  5. злой чёрт 09.02.2012 16:20 Ответить
    :-a Браво, Оса! Все верно. Сколько помню себя в этом городе, всегда одни и те же грабли. Последние лет двадцать постоянно слышатся разговоры о резервных электростанциях, дизельгенераторах для котельных. При совдепии так и не сподобились купить. А сейчас и подавно. Только на днях из Краснодара наконец-таки привезли. Когда петух жареный в одно место клюнул. И так по всем направлениям в нашем городском БЕЗхозяйстве.
  6. Оса 09.02.2012 15:14 Ответить
    Уверена, что если при принятии решений об изменениях в городской инфраструктуре учитывались бы прежде всего вопросы безопасности населения, экологии и экономической целесообразности при расходовании средств городского бюджета, мы не пришли бы сегодня к такому плачевному результату даже с учетом последнего аномального урагана.
  7. Оса 09.02.2012 14:58 Ответить
    Взгляд из космоса - это очень познавательно и интересно. Не менее важен также взгляд с грешной земли с целью учета в повседневной жизни особенностей нашего климата. В течение многих лет городом управляли далеко не глупые люди. Разное бывало и ошибки и недоработки. Но никто и никогда не додумался до легоньких красивеньких пластиковых остановок, летающих крыш на проспекте, рекламных щитов-убийц и т.д.
  8. itaka 09.02.2012 14:06 Ответить
    потрясающе!
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.