/Транспорт/

85 лет первому путешествию «Красной стрелы»

9 июня 1931 года началось регулярное движение скоростного фирменного поезда «Красная стрела».

85 лет назад, 9 июня 1931 г. между Москвой и Ленинградом началось регулярное движение поезда с поэтичным названием «Красная стрела». Впрочем, свой знаменитый темно-красный цвет, состав, соединявший колыбель революции пролетарского государства с советской столицей, получил позже. Первоначально же вагоны первого в СССР фирменного поезда имели синюю расцветку, а название он получил за особую красоту внешнего вида и внутренней отделки. Немаловажным было и то обстоятельство, что это был скорый поезд, значительно экономивший время своих путешественников. Идея покрасить состав в красный цвет пришла после войны в голову одному из начальников «Красной стрелы» А.И. Иванову. В Наркомпути задумка была одобрена, и с 1946 г. раскраска вагонов цвета советского знамени стала отличительной, легко узнаваемой особенностью поезда-экспресса.

Первый раз «Красная стрела» преодолела расстояние из Ленинграда до столицы почти за 10 часов. Для своего времени это был очень хороший показатель. К тому же поезд отличался пунктуальностью, в то время как большинство других составов похвастаться таким качеством не могли. Кроме того, в первом советском экспрессе был просто-таки невероятный по тем временам уровень сервиса: возможность выбора и заказа питания с доставкой в купе, интеллектуальных игр на любой вкус (шахматы, шашки) и даже ... телефонной связью на остановках. Пассажиры могли позвонить не только во многие города Советского Союза, но и связаться с европейскими столицами!  А также отправить гораздо более популярную в те году радиограмму практически в любую точку мира.

Выбор маршрута следования «Красной стрелы», конечно же, был неслучаен. Москва и Ленинград были и остались двумя самыми большими, известными и знаковыми городами Отечества. А соединявшая их Октябрьская (до революции 1917 г. — Николаевская) железная дорога была первой российской железной дорогой.

В СССР «Красная стрела» стала поездом-символом государства, его поступательного развития. А также знаком особого комфорта и даже шика, ведь советские граждане впервые могли прокатиться в двухместных вагонах СВ. Для этого в самой первой «Красной стреле» пришлось переделывать обычные четырехместные купе: верхние полки из них были убраны, а в освободившееся пространство добавили красивые светильники-бра и зеркала. Довольно скоро «Красная стрела» стала ассоциироваться с советской партийной и государственной элитой, а также людьми творческих профессий, которым по долгу службы или для вдохновения необходимо было посетить одну из российских столиц. Впрочем, у поднакопивших денег отпускников, желавших посмотреть достопримечательности Москвы и/или Ленинграда, «Красная стрела», оптимально сочетавшая скорость, комфорт и стоимость, тоже пользовалась стабильным спросом. Единственный перерыв в движении поезда был связан с Великой Отечественной: уже с первых дней войны фирменный состав прекратил курсировать между двумя главными советскими городами. Однако не прошло и пары месяцев после полного снятия блокады города на Неве, как в марте 1944 г.  «Красная стрела» вновь отправилась из Ленинграда в Москву. В 1967 г. в Ленинграде родилась существующая поныне красивая традиция обычай встречать и провожать «Стрелу» под звуки «Гимна великому городу» Р. Глиэра.

Имя легенды железных дорог советской страны вышло за границы стальных рельс, превратившись в популярный символ. Так называлась и посвященная поезду песня популярной певицы Софии Ротару, и телевизионная передача, и художественный фильм, и современная отечественная кинокомпания, а также названные в честь первого советского фирменного состава кафе, бары, гостиницы и прочая, и прочая.

В столичной подземке вот уже почти десятилетие бежит по рельсам именной поезд, стилизованный внешне под «Красную стрелу». Запущен он был к 75-летнему юбилею первого советского фирменного состава. Благодаря обилию иллюстративной и текстовой информации, размещенной в вагонах этого необычного метрополитеновского состава, любознательные пассажиры могут познакомиться с увлекательной историей «Красной стрелы».

В наш век безумных скоростей «Сапсанов», «Ласточек» и «Стрижей», «Красная стрела», преодолевающая 650 км рельсового пути между российскими столицами за 8 часов, может показаться на первый взгляд этаким старомодным тихоходом. Между тем популярность советского ретро-поезда не ослабевает: его путешественниками охотно становятся как соотечественники, так и иностранные туристы.

Секрет, кажется, кроется в том, что «Красная стрела» — это не просто фирменный,  именной и скоростной поезд: этим сейчас никого не удивишь.  «Красная стрела» — это поезд с почти вековой историей, поезд, сам ставший живой историей-легендой. Советский поезд номер один. Вот из-за возможности прикоснуться к этой истории, став на время пути ее частью, и собираются на перроне Ленинградского вокзала Москвы и Московского вокзала Санкт-Петербурга каждый вечер все новые и новые пассажиры.  Как и много десятилетий назад, за пять минут до наступления нового дня «Красная стрела» отправляется в путь.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 753 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив