/Транспорт/

У-2 — самый массовый биплан в истории авиации

24 июня 1927 года в небо поднялся первый У-2 — будущий самый массовый биплан в истории авиации.

История Великой Отечественной войны немыслима без упоминания «небесного тихохода» — легкого ночного бомбардировщика У-2, он же По-2. Этот самолет стал не просто символом той войны, а олицетворением мужества всего советского народа. Ведь пилотами фанерных бомбардировщиков были и мужчины, и женщины, а путь в авиацию практически всех летчиков Великой Отечественной начинался именно с этой машины. Наконец, именно У-2 со всей очевидностью доказал, что воюет не техника — воюют люди: ни в одной другой стране не найти подобного примера, когда совершенно не приспособленный для непосредственных боевых действий самолет благодаря отваге пилотов превратился в грозную боевую машину. Но когда 24 июня 1927 года опытный экземпляр будущего У-2 впервые оторвался от земли, вряд ли кто из его создателей и испытателей думал, какая долгая, трудная и героическая судьба суждена их детищу.

Появление У-2 связано с необходимостью массового обучения пилотов советских ВВС по новой двухступенчатой схеме. Первоначальные полетные навыки будущие летчики должны были получать на очень простых в управлении машинах, а затем пересаживаться на так называемые переходные, позволявшие отшлифовать мастерство и перейти к более сложному пилотированию. Настолько простых машин, годившихся бы для первичного обучения без переделки и без упрощения, в стране тогда просто не имелось. Функцию главного учебного самолета выполнял У-1 — фактически переделанный под учебные цели отечественный вариант французского самолета-разведчика «Авро-504». Но эта машина впервые поднялась в воздух в 1913 году и к середине 1920-х устарела и морально, и технически.

Формулирование требований к самолетам для первоначального обучения ВВС начали в 1924 году, а закончили, после нескольких изменений и уточнений, к середине 1925-го. К тому времени наконец-то вырисовался облик будущего учебного самолета: это должен был быть простой в управлении биплан со стосильным мотором, способный развивать скорость до 140 км/ч и выполнять основные фигуры пилотажа. Причем по настоянию заказчика — военных летчиков — проектирование нужно было вести под только-только создававшиеся первые отечественные серийные авиадвигатели — М-12 конструктора Николая Брилинга и М-11 Аркадия Швецова.

Поскольку работа над созданием двигателей тормозилась, у конструкторов отдела сухопутного самолетостроения ЦКБ, который возглавлял молодой, но уже проявивший себя Николай Поликарпов, хватало времени, чтобы как можно тщательнее проработать новый самолет, причем не в одном варианте. История У-2 — это в том числе и история о том, как требования заказчика, несмотря на весь его практический опыт, оказываются ошибочными, тогда как теоретическая подготовка исполнителя-конструктора диктует ему наилучшие решения. Военные летчики настаивали, чтобы новый учебный самолет был простым не только в управлении, но и в обслуживании и ремонте, а также максимально недорогим в производстве. И потому заказали машину, у которой значительная часть элементов конструкции была взаимозаменяемой, а сами конструктивные элементы отличались простыми и прямыми формами. Достаточно сказать, что крылья первого опытного У-2 были совершенно прямоугольными в плане, как и многие части хвостового оперения, а элероны — рули крена — могли использоваться в рулях высоты, и наоборот.

Требования, которым соответствовал этот первый вариант будущей легенды, поступили в отдел сухопутного самолетостроения в середине июля 1926 года, когда стало понятно, что работы над новыми отечественными двигателями продвигаются достаточно успешно. Впрочем, насколько успешно, можно судить по такому факту. Первоначально основным для будущего У-2 планировали сделать мотор М-12 конструктора Брилинга. Однако брилинговский мотор, хотя и показал себя лучше на сравнительных испытаниях, в процессе доводок постоянно ломался, и его никак не могли представить на госиспытания. В то же время швецовский М-11, хотя и не показывал таких результатов, как М-12, на деле оказался надежнее. И в итоге в апреле 1927 года, когда уже был готов планер первого опытного экземпляра У-2, на него установили именно М-11, хотя он к тому времени еще даже не прошел государственных испытаний.

Несмотря на недовведенный мотор, весьма сомнительные с точки зрения аэродинамики прямоугольные крылья и оперение и слишком толстый профиль крыла, новинка отлично показала себя в первом же полете. Он состоялся 24 июня 1927 года на Центральном аэродроме в Москве, располагавшемся на Ходынке. В то время это фактически был, помимо прочего, и заводской аэродром Государственного авиазавода №1 (бывшего завода «Дукс»), на котором Поликарпов работал с 1918 года и который стал базой для постройки опытных экземпляров У-2. После того как самолет оторвался от земли, совершил недолгий полет и приземлился, летчик-испытатель Михаил Громов — еще одна легенда в истории У-2 — написал в отчете, что новинка полностью соответствует своему предназначению и он «проделал все, что только можно было сделать на этом самолете».

Но тут процесс застопорился, и вновь из-за двигателя. Не доведенный до ума М-11 постоянно «капризничал»: то в нем перегревалось масло, то он вдруг давал перебои при подъеме на высоту в километр–полтора, то начинали «плавать» обороты… Оперативно устранять эти проблемы и доводить мотор удавалось только за счет того, что КБ Поликарпова и инженеры Швецова работали в плотном контакте, принимаясь разбирать еще горячий двигатель всякий раз, как только опытный У-2 приземлялся после очередного испытательного полета. В результате к началу сентября 1927 года самолет закончил заводские испытания и перешел к испытаниям в НИИ ВВС, которые шли до 20 октября.

Опытная машина в принципе устроила заказчика, скрепя сердце согласившегося даже с тем, что она оказалась переутяжеленной на 120 кг и с недостаточной скороподъемностью (высоту в 2 км самолет набирал за 29 минут — ужасно долго!). Но тут внезапно оппонентом военных выступил сам Николай Поликарпов, заявивший, что в его распоряжении есть возможности сделать машину более легкой и скороподъемной, если отказаться от некоторых прежних условий, влияющих на аэродинамику. С предложением согласились, и уже к концу 1927 года был готов второй опытный экземпляр У-2 — именно такой, каким его потом все и привыкли видеть. Вторая машина имела гораздо более обтекаемые формы крыльев и хвостового оперения, которое стало куда больше по площади, а также более тонкий профиль крыла. За счет изменений она полегчала на центнер с лишним, а высоту в 2 км стала набирать за 13 минут, как это с самого начала и определялось техническим заданием.

Второй опытный экземпляр У-2 впервые поднялся в воздух 7 января 1928 года. Эту дату можно установить, основываясь на письме Поликарпова, который отметил, что Господь подарил ему на Рождество радость — удачный полет нового самолета. В то же время, по другим данным, в том числе на основании переписки, касающейся испытаний У-2, можно предположить, что в небо второй опытный экземпляр поднялся только после 16 января 1928 года. Впрочем, это уже не слишком важно: свою дорогу в небо машина в любом случае начала на полгода раньше.

И дорога эта оказалась очень длинной и изобилующей рекордами и первенством. Начать стоит с того, что У-2 стал первым полностью отечественным учебным самолетом, созданным в советской России. Это был первый самолет, оснащенный первым серийным авиамотором отечественной разработки — швецовским М-11. Это был самый массовый легкий ночной бомбардировщик Великой Отечественной войны и всей Второй мировой. Наконец, это самый массовый биплан в истории мировой авиации: за 25 лет производства — с 1928-го по 1953-й — построено свыше 33 000 экземпляров, что ставит У-2 на третье место в ряду самых массовых боевых самолетов после штурмовика Ил-2 и самого массового истребителя Ме-109.

В 1944 году У-2 после смерти его создателя был переименован в По-2 (в память о Поликарпове, а также в соответствии с принятой к тому времени системой присвоения самолетам индексов по фамилиям конструкторов). По-2 имел 26 (!) модификаций, как массовых, так и единичных, экспериментальных. Среди первых — вариант У-2ВС, то есть войсковой связной, а также У-2А — аграрный, самолет сельскохозяйственной авиации: и тех и других было построено свыше 9000 экземпляров. С 1941-го выпускался вариант У-2ЛНБ — легкий ночной бомбардировщик: на таких машинах воевали женщины-летчицы знаменитого 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного ордена Суворова полка. Были санитарные модификации, варианты У-2 — легких штурмовиков, вооруженных реактивными снарядами, и У-2 — лимузинов, с закрытой кабиной для особо важных пассажиров. А уж какое количество учебных У-2 с началом войны пришлось спешно, в полевых условиях переделывать в боевые, пожалуй, теперь и не установить: далеко не всегда такие трансформации сопровождались документальным оформлением — не до того было…

У-2 оказался «долгожителем»: впервые поднявшись в воздух в 1927 году, он летал до 1962-го, когда из сельскохозяйственной авиации списали последние машины этой модели. Он «успел» на Корейскую войну и послужил в авиации полутора десятков государств, в том числе и противников СССР в годы войны (в качестве трофеев). Свыше 60 летчиков, в том числе 26 женщин, заслужили высшую награду — стали Героями Советского Союза и Героями России — за боевые подвиги, совершенные на У-2. А сама машина превратилась в такой же символ мужества и стойкости советских людей в Великой Отечественной войне, как танк Т-34 и пистолет-пулемет ППШ.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 1 052 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.