/Транспорт/

Т-18 - первый отечественный танк массового производства

6 июля 1927 года на вооружение Красной армии принят танк, вскоре получивший индекс Т-18 и ставший первым отечественным танком массового производства.

Первые танки в нашей стране были сделаны в Нижнем Новгороде в 1920 году на Сормовском заводе по образцу французского танка «Рено», захваченного у интервентов Красной армией годом ранее в боях под Одессой. Тогда при помощи инженеров из Петрограда практически вручную изготовили всего 15 машин — первые и не слишком надежные копии французского танка.

Параллельно с копированием трофейной машины был объявлен конкурс на разработку собственной боевой машины. Условия открытого конкурса были опубликованы в газете «Известия» 2 ноября 1919 года, когда Красная армия только начинала успешное наступление против войск Деникина. Ижорский завод в Петрограде тогда даже начал постройку двух машин, но в 1923 году работы были полностью свернуты — столь сложный проект оказался не под силу разрушенной промышленности.

В период НЭПа танки в СССР не производились: и так изначально отстававшая промышленность, еще и разоренная мировой и Гражданской войнами, не имела ни средств, ни научно-производственной базы. В случае большой войны это фактически обрекало нашу страну на неминуемое поражение. Достаточно сказать, что в конце Первой мировой войны Великобритания имела производственные мощности, позволявшие выпускать 2,5 тысячи танков в месяц, Франция — 1,5 тысячи.

Руководство СССР прекрасно осознавало эту опасность. Поэтому 27 июня 1925 года в Ленинграде, тогда главном научно-промышленном центре страны, на заводе «Большевик» было проведено расширенное совещание по вопросам изготовления будущего танка. На совещании решили, что опытный образец должен быть готов не позднее августа 1926 года. Начать выпуск первых образцов планировалось в 1927-м, а к середине 1928–1929 годов предполагалось довести выпуск танков до 120–150 штук ежегодно.

Проект нового танка разрабатывался конструкторским бюро при Главном управлении военной промышленности. Бюро было создано в Москве в 1924 году, но возглавил его инженер из Ленинграда, специалист с Путиловского завода Сергей Петрович Шукалов, ранее курировавший изготовление первых танков на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде.

Индустриализация еще не началась, тем более далеко было до ее плодов, и при работе над проектом учитывался прежде всего опыт зарубежного танкостроения. В 1925 году польские коммунисты, собрав деньги, приобрели итальянский танк «Фиат-3000» и подарили его Красной армии. Представим себе на минуту, как в наше время некие польские сторонники «Единой России» собирают деньги и дарят Вооруженным силам Российской Федерации ну, например, десантный вертолетоносец «Мистраль»?..

Но вернемся от фантазий в эпоху начала индустриализации. Подаренная польскими коммунистами бронированная гусеничная машина была дальнейшим развитием французского прототипа Первой мировой и на тот момент являлась лучшим легким танком в мире. Поэтому при проектировании первого серийного танка СССР в основу была положена именно схема и компоновка итальянского «Фиата». Летом 1925 года проект легкого танка был передан заводу «Большевик» для окончательной разработки технической документации и изготовления опытного образца.

Т-18 - первый отечественный танк массового производства

В августе 1925-го Главное управление военной промышленности ВСНХ СССР выдало специальный «наряд», то есть приказ №В-534с на изготовление одного опытного экземпляра легкого танка сопровождения пехоты с 37-миллиметровой пушкой и пулеметом. Танк должен был быть изготовлен полностью на ленинградском заводе «Большевик» за один год со сроком сдачи 1 августа 1926 года. На заводе в это время продолжалась работа по созданию двигателя для нового танка со сроком сдачи 3 ноября 1925 года. Фактически вместе с конструкцией был разработан и новый двигатель к боевой машине, созданный на основе авиационного мотора, ранее освоенного заводом.

Работа шла непросто, так как не хватало научного и технического опыта. Не все узлы и агрегаты вписывались в габариты танка, и их приходилось дорабатывать на ходу. Однако к исходу весны 1927 года опытный образец танка был собран и получил индекс Т-16.

В июне 1927-го начались финальные войсковые испытания первого отечественного танка. Они продолжались шесть дней, все результаты тщательно анализировались. По результатам пришли к выводу о необходимости принять танк на вооружение. 6 июля 1927 года решением Революционного военного совета легкий танк был принят на вооружение бронетанковых частей нашей армии.

В результате работ, проведенных в процессе испытаний, модель танка стала более совершенной и получила новый индекс Т-18, или МС-1 (танк «Малый сопровождения»). Под этим именем новый танк и вошел историю, став первой массовой боевой машиной наших бронетанковых частей.

Между тем подготовка к серийному производству танков выявила, что отечественная промышленность не выпускает целый ряд агрегатов, станков, запчастей, необходимых для производства и функционирования боевых гусеничных машин. Например, только по электрооборудованию необходимо было импортировать 28 наименований, среди которых бронированный электрический кабель, магнето, лампочки, различные переключатели и др. В тот период не только заводы Ленинграда, но и вся промышленность страны не производила подобную продукцию необходимого качества.

Кроме того, для танка понадобилось одних шарикоподшипников 13 различных видов, а оборудование для их производства тогда тоже пришлось импортировать из Германии. Фактически многое пришлось создавать и осваивать с нуля. Только к середине 1930-х в ходе индустриализации удастся провести полное «импортозамещение»…

Серийный выпуск Т-18 начался в 1928 году. Кстати, первые 30 танков выпускались по договору между ленинградским заводом «Большевик» и ОСАВИАХИМом (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). То есть первые серийные танки в стране были произведены на деньги, собранные общественностью. Еще один повод сравнить времена. Представим, как в 2016 году столичная общественность озабочена не пармезаном, а сбором средств на производство отечественного истребителя 5-го поколения… Увы, даже у самых креативных хипстеров не хватит фантазии представить такое.

Так что утвержденный 6 июля 1927 года к производству первый серийный танк стал не только победой нашего государства, но и победой всего общества.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 509 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив