/Транспорт/

Баку-Сабунчи — Первая электролиния железной дороги

6 июля 1926 года в Советском Союзе открыта первая электрифицированная линия железной дороги (Баку-Сабунчи).

В наши дни, когда гудящие облачками белого дыма паровозы стали редкостной ретроэкзотикой, даже сложно себе представить, сколь огромное значение для страны имела открытая 6 июля 1926 года первая электрифицированная ветка железной дороги Баку-Сабунчи. Она была совсем небольшой — всего 19 км и тянулась к бакинскому пригороду, но зато теперь железнодорожники уже не зависели от регулярной необходимости поить паровоз водой и кормить его углем.

Первые проекты электрификации отечественных железных дорог  разрабатывались еще в начале XX столетия. Был выбран ряд перспективных маршрутов и даже построена пара электростанций вблизи столицы для бесперебойного снабжения током электровозов на линии Санкт-Петербург—Петергоф, но... началась Первая мировая, а затем в хаосе революционных бурь и гражданской войны всем было явно не до этих проектов. К началу третьего десятилетия прошлого века, когда междоусобицы и распри постепенно утихли, а возродившийся, словно сказочная птица Феникс, из рассыпавшейся на множество осколков Российской империи, СССР уверенно набирал силу и мощь, к проектам электрификации железных дорог вернулись вновь.  

Выбор закавказского участка для строительства первой в стране электрифицированной линии был обусловлен, прежде всего, экономическими причинами: от столицы советского Азербайджана железнодорожная ветка тянулась к его пригороду Сабунчи. А оттуда было уже рукой подать до Апшеронского полуострова с его нефтепромыслами. Любопытно, что переводить на электроснабжение стали первую на территории Азербайджана железную дорогу, сооруженную еще в 1880 г. В условиях жаркого и влажного климата паровозы требовали особого внимания, а постоянное электроснабжение даже этого относительно небольшого участка пути значительно повысило интенсификацию доставки рабочих на промыслы. Так, скорость движения на первой в СССР электрифицированной дороге возросла по сравнению с паровозной тягой в 2,5 раза!  К тому же, в отличии от паровозов, электропоезда были малошумными, имели более плавный ход и совсем не загрязняли окружающую среду. Оценив неоспоримые преимущества электрической тяги, практически сразу же на нее перевели и участок от Сабунчи до нефтеносных Сурахан. Кстати, именно в них еще в середине XIX в. был построен первый в мире нефтеперегонный завод.

Электропоезда для первой в стране железной дороги, которой не нужны были паровозы, разработали на подмосковном Мытищинском вагоностроительном заводе. За основу были взяты выпускавшиеся здесь же трамваи: как электрический транспорт они отлично зарекомендовали себя в Российской империи еще с конца XIX столетия, а с началом нового века их роль и значение в качестве скоростного общественного транспорта в густонаселенных городах только возрастала.

...Так c небольшого азербайджанского участка Баку-Сабунчи началась история не только электрификации железных дорог СССР, но и история советских электричек — быстрого и удобного пригородного сообщения. Уже через года подобная ветка была открыта между Москвой и Мытищами. На необъятных просторах страны развернулась масштабная реформа железнодорожного хозяйства по переводу его на электрическую тягу.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 1 372 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.