/В мире/

Комета Siding Spring ввергла магнитное поле Марса в хаос

В 2014 году Красная планета "встретилась" с кометой C/2013 A1, также известной как Сайдинг Спринг (Siding Spring). Вести.Наука писали об этом событии: комета прошла всего в 140 тысячах километров от Марса. Спустя всего лишь несколько недель после исторической встречи космический аппарат NASA MAVEN вышёл на орбиту Марса. Во время этого полёта часть инструментов зонда была отключена для защиты чувствительного оборудования, находящегося на борту.
Однако несколько из них, в том числе магнитометр, оставались включёнными, и это позволило провести измерения параметров магнитного поля Красной планеты сразу же после пролёта кометы. После обработки данных специалисты NASA заявили, что магнитное поле Марса изменилось гораздо сильнее, чем ожидалось.
"Комета Сайдинг Спринг погрузила магнитное поле Марса в самый настоящий хаос", – рассказал Джаред Эспли (Jared Espley), член научной команды миссии MAVEN из Центра космических полётов Годдарда NASA.
Дело в том, что Марс, в отличие от Земли, не имеет мощного магнитного поля, генерируемого внутри планеты. Оно достаточно слабое и формируется в результате движения заряженных частиц в верхних слоях атмосферы. Там они пребывают в форме ионов и взаимодействуют с заряженными частицами солнечного ветра.
Комета Сайдинг Спринг также окружена магнитным полем: оно образуется при взаимодействии солнечного ветра с плазмой, генерируемой в коме (так называется газовая оболочка, окружающая ядро кометы). Кома имеет очень большой по сравнению с планетой размер (радиус комы C/2013 составлял миллион километров, а само ядро имело размер в полкилометра), и её магнитное поле оказалось сильнее марсианского.
При прохождении Сайдинг Спринг мимо Марса магнитные поля двух небесных тел смешались, при этом более мощное магнитное поле кометы практически полностью подавило магнитное поле Марса.
При приближении кометы векторы напряжённости магнитного поля Марса в разных точках начали случайным образом менять направление и "сминаться", а при максимальном сближении магнитное поле Марса оказалось ориентированным совершенно беспорядочным образом. Даже через несколько часов после прохождения кометы изменения магнитного поля Марса были ещё заметны.
Джаред Эспли и его коллеги опубликовали своё исследование в журнале Geophysical Research Letters, отметив, что, для лучшего понимания, эффект, произведённый кометой, можно сравнить с мощным геомагнитным штормом, обрушившимся на Землю.
Источник: http://www.vesti.ru/