/В мире/

Nature: генетические опыты на добровольцах начнутся в Китае в августе

Первые опыты по редактированию ДНК в организме человека при помощи новейшего геномного редактора CRISPR/Cas9 будут проведены в Китае уже в следующем месяце, сообщает новостная служба журнала Nature. "Для людей с раком легких число возможных опций по борьбе с опухолью крайне невелико. Эта технология имеет множество плюсов, особенно для тех пациентов, с которыми мы работаем каждый день в нашей клинике", — заявил Лу Ю (Lu You) из госпиталя университета провинции Сычуань в Чэнду (Китай).
Ю и его коллеги заявляют о том, что они могут уже в августе начать первые в мире опыты по излечению рака при помощи иммунных клеток, которые будут превращены в неудержимых "киллеров" при помощи перспективного геномного редактора CRISPR/Cas9, открытого в США в 2013 году.
Как объясняют ученые, поведением иммунных клеток во многом управляет ген PD-1, ограничивающий их "агрессивность" и не дающий им атаковать здоровые клетки. Относительно недавно другая группа биологов выяснила, что удаление или отключение этого гена делает иммунные клетки более склонными атаковать раковые опухоли и уничтожать их изнутри, что уже было использовано для борьбы с раком в организме мышей и других животных.
Китайские медики планируют извлечь большое количество Т-клеток из крови нескольких пациентов, "перепрограммировать" их и ввести заново в кровоток. Ученые надеются, что подобный прием заставит другие компоненты иммунной системы, чьим поведением управляют Т-клетки, атаковать опухоль и уничтожать ее.
Опыты другой группы китайских исследователей, проведенные на дефектных зародышах человека в прошлом году, показали, что CRISPR/Cas9, несмотря на его высокую точность, иногда вносит изменения "несанкционированным" образом, меняя устройство совсем не тех участков ДНК, которые должны были быть отредактированы. Из-за этого ученые опасаются, что изменение генома Т-клеток может привести к непредсказуемым и неконтролируемым последствиям.
По этой причине Ю и его коллеги введут иммунные клетки в организм пациентов не сразу, а только после того, как они удостоверятся, что все изменения были произведены в "нужных" фрагментах генома. Тем не менее, вероятность сбоя в их работе все равно остается высокой – удаление PD-1 может привести к тому, что иммунитет начнет атаковать не только рак, но и здоровые ткани, что вызовет крайне тяжелые последствия или даже смерть.
Как отмечают исследователи, все участники опытов осведомлены об этой опасности и готовы рискнуть своей жизнью на благо науки и выживания других раковых больных. Китайские ученые надеются, что им в очередной раз удастся стать первыми в этой передовой области генетики, где аналогичные исследования в других странах сдерживаются морально-этическими соображениями.

Источник: ria.ru