/В мире/

На разных берегах Амура в древности жили одни племена

Новосибирские археологи совместно с китайскими коллегами исследовали семь памятников периода от неолита до позднего Средневековья на китайском побережье Амура протяженностью почти 200 километров и отметили практически полное сходство с аналогичными памятниками на российском берегу. Работы проводились по приглашению ГАУ «Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области» и Института истории, культуры и туризма Хэйлунцзянского университета (г. Харбин).

– Это было для нас совершенно ожидаемо, – рассказывает заведующий сектором археологии бронзового и железного векаОтдела археологии палеометалла Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Нестеров, – И в древности, и в средневековье река, разделяющая население этих территорий, их в то же время и объединяла в культурном отношении. Даже когда в 1858 г. Амур стал государственной границей, еще в 1950-е начале 1960-х гг., по рассказам старожилов, рыбаки и советские, и китайские во время сильной волны на Амуре причаливали к ближнему берегу, и не всегда к своему. Зимой на льду Амура устанавливались новогодние елки, вокруг которых собиралось население обоих берегов.

Сергей Нестеров отметил, что далеко не все обследованные памятники округа Хэйхэ раскопаны и исследованы китайскими коллегами. Большинство из них лишь выявлены, предварительно датированы и поставлены на учёт, а на местности они отмечены специальными стелами.

Но есть и частично раскопанные объекты. Например, недалеко от города Хэйхэ в 1980-е годы при участии нынешнего директора Института истории, культуры и туризма профессора ДуанГуанда, организатора проведенных совместных работ с китайской стороны, на могильнике Калуншань, раскопано 19 могил под глубокими западинами времени Ляо-Цзинь (X–XIII вв. н.э.). Они расположены в сосновом бору на возвышенности в 1,7 км от Амура. На российской стороне похожие западины-могилы известны на памятнике Озеро Долгое, на могильниках «Троицкий» и «Липовый Бугор», а также на могильнике Шапка около одноименной горы, на которой расположено городище чжурчжэньской (цзиньской) эпохи.

– Мы обследовали четыре средневековых городища, один могильник и два местонахождения, которые были практически полностью распаханы под сельскохозяйственные нужды, – сообщил ученый. – Тем не менее, нам удалось собрать на них фрагменты древней керамики и каменные орудия. Они оказались идентичны по своей форме и технологиям изготовления аналогичным артефактам на российском берегу Амура. Городище Сигоу (Западное Ущелье) – первый пункт мониторинга экспедиции – расположено на большом мысу с крутыми обрывами с трех сторон на высоте примерно до двухсот метров от дна ущелья, где течет река. – Со стороны дороги, по которой мы подъехали к объекту, был виден высокий вал и остатки оснований пары сторожевых башен, – рассказывает старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, доцент НГУ Сергей Алкин. – Вал сложен из камней, позднее задернованных. Он отгораживает наиболее уязвимое при обороне пространство городища. С других сторон были крутые склоны и обрывы в ущелье. Место для городища выбрано средневековым населением не случайно – с него можно было контролировать один из немногих путей среди гор из Манчжурии в Приамурье. Ориентировочная датировка – Х–ХIII вв. Из всех обследованных в эту поездку городищ это было самое удаленное от Амура (24км).Отдельный интерес представляет взаимное расположение городищ на берегах Амура как хорошо выстроенная визуальная система связи, когда с помощью больших костров, устроенных на специальных площадках, можно было использовать световые и дымовые сигналы в случае наступления врага. Так, городище Сишилацзе у города Сунькэ находится в прямой видимости на расстоянии 10–11 км от равнинного Новопетровского городища и от городища на горе Шапке на российском берегу Амура. Участники мониторинга с китайской и российской стороны планируют осенью этого года испытать эффективность древней сигнальной системы. Как сообщил Сергей Алкин, подобные эксперименты уже проводились во время работ Шилкинского археологического отряда ИАЭТ в юго-восточном Забайкалье на средневековых городищах, которые оставили мигранты-мохэ из районов Приамурья и Северной Маньчжурии. С российского берега этот эксперимент будет контролировать директор Центра сохранения историко-культурного наследия Амурской области, сотрудник Амурской лаборатории археологии и этнографии ИАЭТ СО РАН Денис Волков, а с китайской – начальник канцелярии Управления культуры уезда Сюнькэ Юй Шэн.

За несколько дней пребывания в Китае российские ученые успели ознакомиться не только с памятниками, но и с небольшой археолого-этнографической экспозицией в музее города Сюнькэ. Среди экспонатов также оказались предметы, очень похожие либо идентичные с аналогичными артефактами российского Приамурья. Так, например, были представлены предметы владимировской культуры ХIV–XVIIвв., которая принадлежала смешанному монголо-тунгусскому населению. Этнографические предметы, скорее всего, принадлежали местным эвенкам, жившим в правобережной долине Амура, в горах Малого Хингана и Ильхури Алиня современного Китая.

– Конечно, нам бы хотелось принять участие в исследовании всего китайского правобережья Амура, не ограничиваясь участком Хэйхэ–Сунькэ, –сказал Сергей Нестеров. – Ведь вся эта территория длиной около 1,5 тысяч километров граничит с хорошо исследованными районами Амурской области, где еще с 1950-х годов под руководством основателя нашего Института академика А.П.Окладникова, велись археологические работы. Здесь раскопаны десятки памятников и открыто много археологических культур. Мы уверены (и это показал проведенный мониторинг), что правый берег Амура содержит памятники тех же культур.

В частности, в эту поездку мы обнаружили на распаханных полях и поверхности городищ каменные пластины новопетровской неолитической культуры –в Китае на нее похожа культура ананси. Мы нашли предметы поздненеолитической осиноозёрской культуры, фрагменты керамики урильскойи талаканскойкультуры раннего железного века (XIIв. до н.э. – IIIв. н.э.), а также обломки доработанной на гончарном круге и станковой посуды тунгусоязычных народов – мохэ и чжурчжэней.Мы надеемся на продолжение совместных работ с китайскими археологами.

Источник: Институт археологии и этнографии СО РАН

Просмотров: 273 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.