/В России/

В чем смысл бюджетного маневра Минфина

Из Минфина каждый день приходит информация о новых предложениях держателей бюджета. Как правило, речь идет о сокращениях тех или иных госрасходов. Волны активности Минфина всегда означают борьбу с бюджетным дефицитом, дефицит же в данном случае сопровождает экономический кризис. Дилемма в том, что рост дефицита требует сокращения расходов, а антикризисная поддержка экономики — их увеличения. Как Минфин выходит из положения?

Минфин верен себе. Главное в выдвигаемых ведомством Антона Силуанова предложениях в рамках специально для этого разработанной «методики разделения бюджетных ассигнований» — конечно, борьба с дефицитом бюджета. Но это совсем не секвестр бюджета в классическом виде, когда все расходы сокращаются под одну гребенку. Секвестр — это пожарная мера спасения бюджета, когда все остальные средства исчерпаны. Так далеко дело в России еще не зашло, и Минфин осуществляет маневр бюджетными расходами.

Планы сокращения расходов тем не менее весьма радикальны. Минфин не останавливается перед тем, чтобы замахнуться на почти неприкасаемое. Предлагает сократить расходы на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5%. Любопытно, что речь идет о 2021–2023 годах. Еще одна не менее любопытная черта — после сокращения военного бюджета в 2017–2019 годах армейцы ждали нового цикла роста расходов.

Правда, военные расходы прозрачностью никогда не отличались. Иллюстрация — данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира, по которым, несмотря на официальное сокращение военного бюджета, Россия в 2019 году после годичного отсутствия вернулась в первую пятерку стран с наибольшими военными расходами: США, Китай, Индия, РФ и Саудовская Аравия.

Если же вернуться к предложениям Минфина, то реальный размер сокращений госпрограммы вооружений в денежном выражении в министерской методике не указан. Тем не менее, по имеющейся в СМИ информации, суммарное снижение «нерасписанных расходов», куда входит и сокращение ГПВ, составляет 258,2 млрд рублей в 2021 году, 192 млрд рублей — в 2022-м и 198,2 млрд рублей — в 2023-м.

Другой, казалось бы, неприкасаемый блок расходов — это развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение). Именно с его поддержкой связывался один из главных приоритетов уже подзабытых национальных проектов, которые должны были придать ускорение движению России навстречу стремительно надвигающемуся высокотехнологическому будущему. Однако все это не остановило нож Минфина.

Базовые бюджетные ассигнования на развитие здравоохранения могут быть уменьшены в 2021 году на 65,7 млрд рублей, до 721,9 млрд, в 2022-м — на 71,6 млрд рублей, до 716,5 млрд, в 2023-м — на 115,4 млрд рублей, до 672,7 млрд. Предлагается сократить и финансирование образования. Соответствующие бюджетные ассигнования могут быть уменьшены в 2021 году на 33,3 млрд рублей, до 355,2 млрд, в 2022-м — на 30,7 млрд рублей, до 307,7 млрд.

Здесь тоже есть кое-что любопытное. Во-первых, в процентном отношении расходы на развитие человеческого капитала сокращаются значительнее, чем военные расходы. Во-вторых, в соцблоке прослеживается некий маневр. Идет не только сокращение. Так, расходы на развитие образования в 2023 году предлагается увеличить на 10,5 млрд рублей — до 348,8 млрд. Самое же главное, что в качестве приоритета выделяется программа «Социальная поддержка граждан». Здесь расходы могут увеличиться в 2021 году на 43,7 млрд рублей, до 1,89 трлн, в 2022-м — на 33,9 млрд рублей, до 1,98 трлн, и в 2023-м — на 188 млрд рублей, до 2,1 трлн. Таким образом, главный социальный приоритет назван: борьба с бедностью.

Минфин предлагает сократить поддержку ряда регионов. Не обошлось без, казалось бы, неприкасаемых. Так, Крым и Севастополь в 2021 году могут недосчитаться 8,5 млрд рублей из федерального бюджета, в 2022-м — еще 9,1 млрд. Планируется также сократить финансирование госпрограмм по развитию Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, как и Арктической зоны.

Любопытен маневр расходов на саму власть. Минфин планирует увеличить траты на деятельность президента и его администрации: в 2021 году — на 88,7 млн рублей — до 14,27 млрд. Правительству же, как и законодателям, предлагается экономить. На правительство Минфин хочет выделить на 191,3 млн рублей, а на работу Госдумы и Совета Федерации суммарно — почти на 600 млн меньше.

Пора переходить к выводам. Предложения в целом негативно скажутся на состоянии российской экономики. Потому что главная цель — не дополнительная поддержка экономики, а удержание бюджетного дефицита в определенных рамках. Характерно, что, по имеющемся оценкам, в числе наиболее пострадавших от сокращения расходов — российская промышленность, госпрограмма развития и повышения конкурентоспособности которой потеряет в 2021 году 23%, или 123,3 млрд рублей.

С другой стороны, надо отдать Минфину должное: он расставляет приоритеты.

Если с сокращением расходов на образование и здравоохранение трудно согласиться — есть международные сравнения, которые показывают, что госинвестиции в эту сферу в России в разы ниже, чем в развитых странах, которые, по идее, мы должны догонять, — то выделение в качестве приоритета борьбы с бедностью представляется безальтернативным. Так же — и в случае с промышленностью. Хотя госсредства предложено выделять гораздо скромнее, приоритет все равно есть. На развитие самых наукоемких отраслей — электронной и радиоэлектронной промышленности — госрасходы не сокращаются, а увеличиваются, и как! Рост, по предложениям Минфина в 11,5 раза — с 10,7 до 124 млрд рублей. Речь идет прежде всего о поддержке отечественного производства микроэлектронной базы современных цифровых технологий. Подобный рост обусловлен в первую очередь геополитическими соображениями: уязвимость в этой сфере необходимо преодолевать, в том числе и для развития военного производства. Но это тот случай, когда геополитический интерес совпадает с экономическим.

Минфин свое дело сделал, очередь — за правительством и законодателями.

Источник: https://www.mk.ru/economics/

Просмотров: 330 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.