/В России/

19 ноября Президентская библиотека отметила 301-й день рождения Михаила Васильевича Ломоносова завершением первого тура олимпиады «Россия в электронном мире»

Интерактивная олимпиада для школьников проводится по истории и обществознанию, и участие в ней должно помочь молодежи не только проверить себя на знание истории и естествознания, но и подготовиться к дальнейшей жизни. Вопросы составлены таким образом, чтобы старшеклассники овладели необходимым для сдачи единого государственного экзамена материалом.

Особый акцент Президентская библиотека делает на присутствии среди «интеллектуальных олимпийцев» представителей регионов. По результатам первого тура можно сказать – российские территории не оскудевают настоящими талантами. В сравнении с прошлым годом количество участников олимпиады значительно увеличилось. Многие ответы показывают, что над их поиском велась работа, и даже если они отличаются от верных, зачастую представляют оригинальную трактовку событий. Это гораздо лучше, чем скопированные из поисковых систем сведения, их «авторов» среди участников интерактивной олимпиады Президентская библиотека не поощряет. Второй тур также виртуальный, в нем усложнятся задания, а третий – очный ‑ пройдет в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Олимпиада дает школьникам возможности, которые тот же Ломоносов обретал гораздо более тернистым путем, чем через Интернет. В биографической книге 1885 года, изданной Министерством народного просвещения, рассказано, как «крестьянский мальчик, до шестнадцатилетнего возраста помогавший отцу и ходивший с ним на рыбные ловли в Белое и Северное море, достиг того, что имя его стало славным на веки». Михаил Васильевич учился по церковным книгам. Он их знал наизусть, и, как пишут биографы, по дороге в Москву останавливался в Сийском монастыре, где читал и пел на клиросе. А добравшись в 1731 году до Москвы, по собственным воспоминаниям будущего светила науки, испытывал нужду: «Несказанная бедность. Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу».

Сила воли была вознаграждена, и после вызова в Петербург в 1742 году Ломоносов получает право учить, и, как пишет биограф, «из ученика стал учителем». В коллекции Президентской библиотеки представлено «Письмо покойнаго Михаила Васильевича Ломонсова к Ивану Ивановичу Шувалову», впервые опубликованное в «Журнале древней и новой словесности» в 1819 году. Фактически оно является первым в России демографическим исследованием. Ломоносов выявляет социальные причины, мешающие нормальному росту населения. Есть в подборке фактографический материал, открывающий Ломоносова как человека ищущего и переживающего, не всегда понятого окружением. Это очерк Сергея Белокурова «О намерении Ломоносова принять священство и отправиться с И. К. Кирилловым в Оренбургскую экспедицию 1734 г.», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1911 году.

Лекции о выдающемся российском ученом и его вкладе в науку были прочитаны в Президентской библиотеке в 2011 году специалистами Института лингвистических исследований РАН, Российского государственного исторического архива и Северного (Арктического) федерального университета. На портале www.prlib.ru доступны лекции о Михаиле Васильевиче Ломоносове как реформаторе русского языка, государственном и общественном деятеле.

А самое главное – коллекция, сформированная Президентской библиотекой, на конкретном примере показывает, каким упорным трудом достигаются результаты, и сегодняшние ломоносовы – участники интерактивной олимпиады – это демонстрируют.

 

Результаты 1 тура олимпиады будут объявлены в ближайшее время.

 

Пресс-служба  Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина

Просмотров: 1 825 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив