/В России/

Как Игорь Иванович поссорился с Алексеем Борисовичем

Глава «Роснефти» Игорь Сечин предлагает разделить «Газпром» и отменить госрегулирование цен на газ.

Неудачи продолжают преследовать крупнейшую и самую дорогую российскую компанию — «Газпром», возглавляемую Алексеем Миллером. Вслед за падением стоимости газа на мировых рынках и претензиями со стороны европейских антимонопольных органов концерну угрожает разделение на два направления — добывающее и транспортирующее газ. Сама идея не нова, но на сей раз она будет рассмотрена комиссией по ТЭК при президенте РФ в октябре, то есть впервые этот вопрос поставлен всерьез.

 

Сечин Всемогущий

Симптоматично, что вопрос о разделении монополии поставил не кто-нибудь, а один из ближайших соратников Владимира Путина Игорь Сечин, в прошлом вице-премьер, а ныне президент государственного нефтяного гиганта — «Роснефти» и, по некоторым сведениям, самый высокооплачиваемый менеджер в России.

Игорь Иванович является председателем комиссии по ТЭК и негласным оппонентом нынешних кураторов отрасли — вице-премьера Аркадия Дворковича и министра энергетики Александра Новака. В последнее время Новак стал заметно набирать вес в правительстве, заслужив авторитет благодаря своим продуманным и взвешенным решениям. Фактически под контроль его министерства перешел электросетевой комплекс страны, который безуспешно, по неофициальной информации, пытался «взять под крыло» Игорь Сечин.

 

 

В такой ситуации Сечину для упрочения собственного политического веса необходимо пролоббировать какое-нибудь судьбоносное решение. Идея с «расчленением» «Газпрома» — подходящий шанс утвердиться в статусе наиболее могущественного «генерала» отечественного ТЭКа.

 

Росгазтранс

Предложения «Роснефти» (читай — Игоря Сечина) сводятся к нескольким основным пунктам. Во-первых, предлагается отменить монополию «Газпрома» на экспорт газа. Эту идею много лет лоббируют независимые российские производители газа, к которым относится и «Роснефть», и, по сути, движение в данном направлении уже началось.

Вторая часть реформы — та, что подразумевает разделение «Газпрома» по видам деятельности, — направлена на повышение эффективности и прозрачности инвестиционных затрат монополиста. До 2025 года компании предлагается создать «дочку» для транспортировки и хранения газа, которая после передаче ей активов по транспорту и хранению станет самостоятельным акционерным обществом.

Наконец, третье и самое радикальное предложение Сечина — к 2022 году отменить госрегулирование цен на газ внутри РФ, а к 2025-му — полностью либерализовать экспорт.

 

Звезды сошлись

На первый взгляд, реформы, пока что заявленные только на бумаге (конкретнее — в письме, направленном на имя президента и заместителя Новака), имеют две основные цели: во-первых, создать конкуренцию монополисту в интересах российских потребителей, а во-вторых, устранить претензии Еврокомиссии по поводу монопольных поставок нашего газа в Центральную и Восточную Европу (соответствующие претензии были предъявлены «Газпрому» в апреле). Но как-то не верится, что у второй самой дорогой в стране компании внезапно проснулось гражданское сознание.

К тому же «Газпром» по крайне удачному для его «делителей» совпадению столкнулся с проблемами, которые не может решить ни «пряником», ни шантажом. И речь даже не о безрезультатных переговорах с европокупателями и пока что неудавшемся плане пустить трубу в обход Украины. На данный момент и в том, и в другом случае страдают скорее государственные интересы, нежели корпоративные (хотя, казалось бы, они должны совпадать), а «Газпром» еще и получил возможность свалить все свои неудачи на упрямство европейских и якобы необдуманные прожекты российских политиков. И это случилось крайне вовремя, поскольку реальные промахи накопились в избытке. Одним словом, подфартило.

 

Тайна золотого ключика

В чем же заключаются проблемы газового монополиста на самом деле? В общем и целом — в нехватке денег, а это более чем некомфортное положение для коммерческой структуры, привыкшей к беззаботному существованию за счет национальных ресурсов. При этом надо понимать, что дефицит финансов может быть в равной степени вызван как повышением расходов, так и снижением доходов. Худший вариант — когда одновременно происходит и первое, и второе. Доходы «Газпрома» уменьшаются — это очевидно, потому что цены в Европе падают, а потребление сокращается в связи с повышением энергоэффективности в крупнейших странах — импортерах газа (Германии и Великобритании). К вящему расстройству бедного монополиста, ему в последнее время приходится конкурировать с альтернативными поставками сжиженного природного газа (СПГ) и жить якобы в ожидании, не начнут ли европейцы добывать сланцевый газ. Хотя, по правде говоря, европейское природоохранное законодательство вряд ли это позволит. Но как минимум формальный повод для жалоб у «Газпрома» имеется.

Что касается расходов — это извечная печаль для газовой корпорации. Всякий проект, инициированный не самим «Газпромом», а какой-нибудь госпрограммой, априори считается бесполезной и расточительной тратой денег и сил. Не удивительно, что впоследствии многие из этих проектов постепенно «зажимают» в плане финансирования, а потом и вовсе замораживают. В данный момент это проделывают с программой газификацией регионов. Причем «Газпром», как обычно, уже объявил себя жертвой: мол, регионы сами виноваты, что не готовы принять нужный им газ.

Дорогостоящее и обременительное для «Газпрома» строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Турецкий поток» тоже прекрасно укладывается в эту схему. Окупаемость обоих проектов для корпорации сомнительна, поскольку находится за пределами экономического и политического прогнозирования в условиях нестабильности. Но не надо быть прогнозистом, чтобы понять, что непривлекательность этих проектов как раз и заключается в слишком долгом периоде выхода в «ноль». Немалые деньги будут потрачены сейчас, а компенсацию «Газпром» — возможно — получит только лет через 10–15. В итоге обе мегастройки были объявлены убыточными, а работы на отдельных объектах частично приостановились.

Конечно, де-юре доводы газовиков выглядят, мягко говоря, не очень уместно: уж кому-кому, а обласканному властью «Газпрому» грех жаловаться на отсутствие возможностей для извлечения прибыли. Однако де-факто это вполне сойдет за причину, чтобы понять и простить, а главное, не дать поделить газового монополиста.

 

Соревнование в хитрости

Угрозы передела для «Газпрома», пожалуй, в новинку. Хотя отдельные нападки на концерн, безусловно, имели место, но никогда ничем не заканчивались: он всегда был too big to fall (слишком важным, чтобы упасть). Помимо неограниченной свободы на рынке и права пользоваться национальными природными ресурсами, у «Газпрома» была 100-процентная гарантия выживаемости, выданная государством. Поэтому не очень понятно, на что рассчитывает господин Сечин.

Да и сама логика доводов Игоря Ивановича откровенно хромает. По степени убедительности их можно сравнить разве что с газпромовскими жалобами на тяжелое материальное положение. Например, если эффективность и прозрачность работы «Газпрома» можно повысить только разделом, не ясно, почему автор этой идеи до сих пор не проделал то же самое со своей «Роснефтью». Последняя, кстати, развивалась по совершенно иному сценарию и благодаря этому смогла вырасти из средней по размерам компании в 2003 году в крупнейшую в мире нефтяную корпорацию в настоящее время. Одним из способов укрупниться было поглощение сначала активов ЮКОСа, а затем и ТНК-BP. Выходит, повышение прозрачности и эффективности в интересах потребителей не так уж и интересует бывшего вице-премьера.

 

Перебьетесь

Предложение либерализовать рынок и отменить госрегулирование цен на газ отчетливее всего показывает, какие на самом деле у г-на Сечина интересы. Свободная конкуренция — это, может, и хорошо, но не для той отрасли, от которой зависит национальная и экономическая безопасность страны. К тому же допуск мелких газовых поставщиков на внутренний и на экспортный рынок (чем глава «Роснефти», видимо, попытался напугать «Газпром» и умаслить правительство) еще не является залогом ни понижения цен, ни даже конкуренции как таковой. По факту большую часть населения все равно станет снабжать «Газпром», но уже в двух ипостасях. И каждая, по всей видимости, точно так же, как и сегодняшняя корпорация, будет прекрасно обосновывать любые самые немыслимые затраты.

Если же говорить о либерализации поставок газа на экспорт, тут предложения «Роснефти» опять утыкаются в надоедливую логику. В результате конкуренции между российскими производителями газа за европейского потребителя конечная цена однозначно пойдет вниз, и вернуть ее на прежние уровни будет затруднительно. При этом переговорные позиции России по поводу долгосрочных поставок газа ослабнут. В результате пострадают и государственные, и корпоративные, и национальные интересы в равной степени.

Из всего упомянутого Игорем Ивановичем разумная крупица есть лишь в идее повышения финансовой прозрачности газового гиганта. Такие перемены уже давно назрели, и, по сути, они неотвратимы и без подсказок бывших вице-премьеров, а ныне воротил большого бизнеса. Тем более что последние продемонстрировали, насколько хорошо они вжились в новую роль.

Просмотров: 1 386 Комментариев: 1
  1. земляк 27.07.2015 13:12 Ответить
    А цены для русских потребителей ниже не станут!!!
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.