/Великая Победа/

Раритеты Президентской библиотеки раскрывают величие «золотого века Екатерины»

К 287-летию со дня рождения Екатерины II Президентская библиотека представляет подборку уникальных материалов, раскрывающих личность и деятельность великой российской императрицы в воспоминаниях её современников и исследованиях дореволюционных ученых. 2 мая 1729 года в прусском городе Штеттине (ныне Польша) родилась София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, которая впоследствии прославилась как русская императрица Екатерина Великая. За 34 года правления императрице удалось присоединить к России новые территории, провести реформы и вывести ее на политическую арену в качестве мировой державы.
Глубокая, деятельная натура принцессы Фредерики, принявшей в православии имя Екатерина и отчество Алексеевна, формировалась не столько в придворных увеселениях, сколько в сосредоточенной тишине библиотек и беседок для чтения. «Екатерина прожила 18 лет в России великой княгиней, - читаем в электронной копии книги 1891 года«Императрица Екатерина II Великая». - Несмотря на молодые годы, она не любила блеска и развлечений придворной жизни, но по большей части проводила время в уединении, предаваясь науке, чтению и размышлениям. Она изучала русский язык, знакомилась с обычаями и нравами русского народа, вникала в его нужды и потребности».
При этом на сердце ее лежала тайна: очень глубоко и прочно укоренилось в Екатерине желание занять российский трон, сместив с него мужа, Петра III, не оправдавшего надежд ни венценосной семьи, ни верноподданных. Неуважение армии и окружения Петра к слабому монарху помогло предприимчивой немке занять российский престол, о чем рассказывается в электронных раритетах Президентской библиотеки, в частности, в книге 1898 года «Жизнь и деятельность императрицы Екатерины II», доступной на портале первой электронной национальной библиотеки России.
Период правления Екатерины ознаменовался большим количеством реформ, в частности, в системе государственного управления и структуре империи. Все это заметно сказалось на улучшении социально-экономического положения России: выросли сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство – страна впервые начала экспортировать хлеб. Екатерина с подчас неженским упорством достигала поставленных целей, опираясь на приближенных ею к трону знаменитых «екатерининских орлов» - таких как Суворов, Потемкин, Ушаков, Орлов, Кутузов и др. Возросшая мощь армии и флота позволяла успешно проводить имперскую внешнюю политику присоединения новых земель, в частности, Крыма, Причерноморья, Прикубанья, части Речи Посполитой и др.
В Президентской библиотеке можно найти текст манифеста о присоединении Крыма к России. Об этой победе российской императрицы детально рассказывается в электронной копии книги 1883 года «По поводу столетнего присоединения Крыма». «В 1783 году «Хан Шагин-Гирей в письме к императрице Екатерине выразил своё согласие и, вступив в Крым с русскими войсками, торжественно перед всем своим народом отрёкся от ханского престола. Тогда Екатерина Великая своим манифестом объявила о присоединении к России Крыма», – говорится в раритетном издании.
Екатерина прославилась как твердый и последовательный продолжатель начинаний Петра Великого. «Имя Петра I влияло на неё обаятельно. Его портрет находился на её письменном столе и вдохновлял её в делах правления», – пишет Владимир Иконников в книге «Значение царствования Екатерины II», хранящейся в фонде Президентской библиотеки. Памятуя о том, как страстно Петр I стремился просветить население России, приблизив его к достижениям цивилизации, Екатерина много сил и средств вложила в народное образование и просвещение. «Корень всему добру и злу, по взгляду Екатерины Премудрой, воспитание. Надо сделать людей такими, чтобы они перестали делать друг другу зло, боялись закона и стремились к добродетели. Самое же надёжнейшее средство сделать людей лучшими, говорила Государыня, есть приведение в совершенство воспитания, – написано в уже упоминавшейся книге «Жизнь и деятельность императрицы Екатерины II».
Проведение в жизнь принципов просвещенной монархии способствовало открытию большого числа библиотек, типографий, различного рода учебных заведений. Екатерина II состояла в переписке с Вольтером и другими европейскими энциклопедистами, собирала художественные полотна, оставила после себя богатое литературное наследие. Именно при этом монархе были созданы Эрмитаж и Публичная библиотека, Смольный институт и педагогические училища в Москве и Петербурге. Также была основана Российская академия. Ответ на вопрос, как незаурядной женщине удавалось все это претворить в жизнь, можно найти в процитированной выше книге «Императрица Екатерина II Великая»:
«В 8 часов императрица переходила в спальню и там, подле стены, садилась на стул, имея перед собою два выгибные столика. Сюда с восьми часов утра уже являлись к императрице разные должностные лица с делами. Первым обыкновенно являлся петербургский генерал-полицмейстер с словесным донесением о состоянии столицы. Екатерина прежде всего справлялась о ценах съестных припасов. Малейшее повышение какой-нибудь цены против прежнего обращало на себя внимание государыни, и она тут же приказывала принять все меры, чтобы снова понизить цену. Государыня всегда заботилась о благосостоянии столичных обывателей, даже и когда бывала в путешествии. Так, во время своего пребывания в Киеве императрица узнала, что в Петербурге повысилась по копейке на фунт цена на мясо. Немедленно она предписала петербургскому генерал-полицмейстеру собрать всех мясников и объявить им неудовольствие Её Величества…»
Современник Екатерины II поэт Александр Сумароков сумел найти подходящую словесную формулу, характеризующую императрицу и сделанное ею для русского народа: «Петр дал нам бытие, Екатерина – душу».
Просмотров: 1 782 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.