/Здоровье/

Ты не представляешь!

3% жителей Земли живут без воображения. «Да у него с фантазией все плохо», — говорят о человеке, у которого не все хорошо с воображением. Но, оказывается, существуют люди, вообще не способные представлять никакие образы.Одним из таких людей является Филипп — 42-летний житель Торонто, на которого недавнообратили внимание зарубежные СМИ. Филипп счастлив в браке и очень любит свою жену — но, когда любимой нет рядом, он не в состоянии вообразить ее лицо. У канадца афантазия — неспособность к визуализации. Этот феномен был описан еще в далеком 1880 году, и, по разным данным, он присущ от 2,5 до 3% населения Земли.
В научной литературе существует лишь одна серьезная работа, посвященная этой теме, она была опубликована международной командой ученых под руководством Адама Земана из Университета Эксетера в престижном журнале Cortex. В ходе исследования эксперты работали с 21 человеком, страдающим от афантазии. Воспользовавшись методом магнитно-резонансной томографии, британцы выяснили, что при попытке что-либо вообразить у добровольцев слабо работала зрительная кора — часть головного мозга, отвечающая за обработку визуальной информации. Из-за этого участники исследования не могли представить себе лицо близких родственников и друзей, не могли вообразить, как выглядят их домашние питомцы или машина. У многих добровольцев вдобавок наблюдалась прозопагнозия — расстройство, при котором люди могут узнавать предметы, но не могут узнавать лица.
Этим расстройством страдал Шалтай-Болтай, заявивший Алисе, что не может отличать лица и в следующий раз не узнает ее. Интересно, что неофициально прозопагнозия называется «синдромом Шалтая-Болтая».
В ходе исследования британские ученые также выяснили: афантазия может быть не только врожденной. Так, к Адаму Земану обратился 65-летний мужчина, который потерял способность к воображению после перенесения операции на сердце. Но все-таки чаще всего люди уже рождаются с афантазией. «В детстве, когда я не мог уснуть, мой отчим мне говорил: «Считай овец», — рассказывает Нил Кенмур, один из добровольцев. — Я попробовал — но у меня не получалось. Кстати, хотя я почти не запоминаю лица, у меня есть плюс — я прекрасно запоминаю факты».

У каждого пятидесятого.
Владимир Ленин говорил: «Напрасно думают, что фантазия нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...» Но, как выяснил Земан, советский вождь заблуждался: участники исследования, испытывающие трудности с воображением, в большинстве своем обладали способностями к математике, без проблем решали задачи на логику и легко запоминали стихотворные строки.
«Многие люди не понимают, что у них — афантазия, — объясняет Земан. — И я предполагаю, что каждый пятидесятый житель Земли обладает этим феноменом в той или иной степени. Кто-то не может вообразить вообще ничего, кто-то спокойно представляет любого из родственников, но не может заставить этого родственника разговаривать или шевелиться в своем воображении.
Кто-то не может вообразить некоторые цвета. Например, нескольким участникам нашего исследования было трудно представить радугу».

«Я ничего не вижу»
Но вернемся к Филиппу: его случай уникален тем, что, в отличие от подавляющего большинства страдающих от афантазии, канадец видит сны. Зато в бодрствующем состоянии, когда он закрывает глаза и пытается что-то представить, то «видит только свои веки». «Когда я пытаюсь вообразить лицо отца, например, я знаю, что у него синие глаза, я знаю, какого размера у него нос… Но я не могу мысленно представить его лицо. Я ничего не вижу», — признается Филипп. Еще интересно, что Филипп прожил почти полвека, не зная о своей «особенности». Когда ему кто-то говорил, что представляет тот или иной предмет, канадец считал, что это лишь фигура речи. О феномене «афантазии» он услышал по радио — и сначала решил, что это шутка. Но на всякий случай Филипп подозвал свою четырехлетнюю дочь и попросил ее вообразить яблоко. «Оно зеленое», — сказала девочка о представляемом фрукте. Филипп признался, что испытал самый настоящий шок.
Шокирован был не только Филипп. Программист Блейк Росс тоже всю жизнь думал, что воображение — это лишь фигура речи. «Я думал, что фантазии — это нечто абстрактное, как выражения «сливки общества» или «пальчики оближешь», — поясняет Росс. — Не могу поверить, что у большинства людей воображение может создавать образы. И при этом мне грустно, что я не наделен таким даром — например, я не могу представить лицо своей погибшей подруги. У меня не бывает такого, что «песня застревает в моей голове». Когда я думаю о пляже, я не чувствую спокойствия, когда я думаю о тарантуле, я не испытываю страха.
Я не могу вспомнить вкус пиццы или запах площади Жирарделли в Сан-Франциско».
 
«Я всегда засыпал»
Кстати, у людей, страдающих афантазией, есть собственный форум. Там пользователи делятся своими смешными историями из жизни, обсуждают плюсы и минусы неспособности фантазировать. «Мне кажется, мы должны носить специальные браслеты, которые будут обозначать: не заставляйте нас ничего воображать», — иронично замечает один из участников форума. «Когда я учился в школе, учительница рисования просила меня закрыть глаза и представить какую-нибудь милую сцену, а потом ее нарисовать. Как только я закрывал глаза, я всегда засыпал», — вспоминает другой.
По словам Адама Земана, афантазию не стоит считать заболеванием или расстройством. «Люди, не обладающие воображением, могут жить счастливо и интересно, — резюмирует ученый. — И тот факт, что кто-то обходится без фантазий, свидетельствует о том, что все люди разные, что все мы по-разному воспринимаем реальность».

Источник: gazeta.ru

Просмотров: 1 054 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.