/Образование/

История железной дороги России в материалах Президентской библиотеки

2016 год для железных дорог России знаменателен сразу двумя датами: 180 лет назад началось строительство первой в стране Царскосельской железной дороги, а 125 лет назад - возведение Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Президентская библиотека на своем портале представляет большую подборку редких материалов, посвященных развитию этого вида транспорта в России. Она включает не только электронные копии раритетных изданий, исторических документов и фотографий, но также видеолекции и документальные фильмы по данной тематике. 

Началом строительства первой российской железной дороги стал 1836 год. Из видеолекции «Поезд мчится в чистом поле: начало железнодорожного строительства в России», с которой можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, мы узнаем, что идея развития в стране нового вида транспорта встретила большое сопротивление. Существовала мощная оппозиция, считавшая, что необходимость этого шага нужно просчитать, и дело было не только в дороговизне паровозов и рельсовых путей. «Большинство государственных деятелей того времени усмотрели в железных дорогах нечто революционное, могущее не только подорвать народное благосостояние нарушением существующего порядка распределения труда и упразднением некоторых отраслей заработка, но и поколебать основы государственной независимости», – читаем в раритетном издании 1898 года«Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. Вып. 1».
Примечательно, что к этому времени в стране уже существовал опыт строительства железных дорог, правда, они возникали не в центральной части империи, а на уральских заводах, отмечается ввидеолекции.
Первая общественная железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, стала отправным пунктом начала масштабного железнодорожного строительства, хотя поначалу её считали не более чем развлечением. «Открытие дороги состоялось лишь 30 октября 1837 года и весьма торжественно, в присутствии высших чинов и массы народа, причем после молебствия был отправлен первый поезд в составе восьми вагонов. С первого же дня публика стала с удовольствием ездить по дороге, но поезда при помощи паровозов сначала ходили между Петербургом и Царским Селом только по воскресеньям и праздничным дням. С 30 января 1838 года началось ежедневное отправление поездов до Царского Села на лошадях, а с 4 апреля 1838 года исключительно паровозною тягою», – сообщает нам «Исторический очерк развития железных дорог в России».
Стремительное развитие сети железных дорог изменило не только экономику России, но и действительно серьезно повлияло на социальную жизнь: быстро росло количество людей, занятых в новой сфере. Организованные грамотные граждане со своей активной политической позицией образовали новую социально-профессиональную категорию населения, которая смогла влиять на жизнь страны. 
С 1865 по 1875 год средний годовой прирост железных дорог России составил полторы тысячи километров. Но в «Указатель русских железных дорог», выпущенный в 1887 году, вошло уже 61 железнодорожное направление, связавшее Москву и Петербург широкой сетью не только с российскими, но и зарубежными городами.
Строительство Транссибирской магистрали, великого пути от Урала до Тихого океана, началось в 1891 году. В электронной копии раритетного издания «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге»(1900) приводится текст послания императора цесаревичу Николаю Александровичу во время восточного путешествия наследника: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению <…> Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».
19(31) мая 1891 года во Владивостоке будущий царь «изволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся Уссурийской дороги, а также заложить первый камень Великого Сибирского пути».
Императорская семья в целом, начиная с Николая I, активно поддерживала строительство железнодорожной сети России. Так, к примеру, Александр II возглавлял железнодорожный комитет, а Николай II был председателем Комитета по строительству Сибирской железной дороги, он участвовал в закладке важных станций. По иронии судьбы путь императорской семьи в ссылку проходил через места, знакомые Николаю II не понаслышке. Кроме того, свое отречение он подписал также на железной дороге. На портале Президентской библиотеки хранятся фотографии салона вагона, где произошло это судьбоносное для страны событие.
В фонде библиотеки доступны также оцифрованные копии книг о работе железных дорог в военное время: П. П. Дмитренко «Краткий очерк деятельности русских железных дорог во вторую отечественную войну» в двух частях, 1916 года, Л. Н. Пунин «Работа железных дорог в военное время» 1931 года. «Железные дороги лучше защищают страну, чем крепости», – читаем в книге Пунина, где автором проделан анализ железных дорог как стратегического объекта в истории мировых войн.
Познакомиться с историей развития железных дорог в России и ее регионах можно благодаря и таким оцифрованным раритетным изданиям, как «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога: с прил. карты Сибири» 1893 года, «Первая русская железная дорога в Средней Азии и ее значение для русско-среднеазиатской промышленности и торговли» 1891 года, «Английская железная дорога в Балаклаве в эпоху Крымской войны» 1931 года, «Северная Маньчжурия и Китайская Восточная железная дорога»1922 года, видеолекции «Становой хребет России (Транссибирский проект и освоение Сибири)», а также многим другим интересным материалам.
Кроме того, в ближайшее время посетители Президентской библиотеки смогут познакомиться с мультимедийной выставкой «Западно-Сибирская железная дорога», посвященной 120-летию строительства этого отрезка Великого Сибирского пути.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 1 702 Комментариев: 1
  1. Sofia 13.09.2016 15:15 Ответить
    народ а вы знали что папилломы и бородавки в любой момент могут стать раком кожи, который неизлечим! Недавно нашли новое средство которое выводит папилломы и бородавки и чистит организм от паразитов, шлаков и токсинов. После недели применения у меня исчезли папилломы и круги под глазами, ушла хроничная усталость и улучшился аппетит, я стала выглядеть моложе и здоровее.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.