/Культура/
«Красота его таланта имела высшую прелесть – не сознавать себя»
В канун 156-й годовщины со дня рождения А. П. Чехова (1860–1904), отмечаемой 29 января, Президентская библиотека представляет редкие книги, посвящённые его жизни и творчеству.
Сын таганрогского лавочника, получивший медицинское образование и сделавший литературу смыслом жизни, Чехов пережил ранний и не оставшийся незамеченным литературный дебют. С короткими юмористическими рассказами он публиковался в журналах «Стрекоза», «Осколки» и других под псевдонимами Человек без селезенки, Чехонте, Антошка и пр. Первый его сборник «Шалопаи и благодушные», который был подготовлен к печати в 1882 году, не увидел свет. Цензоры сочли, что молодой автор не по возрасту едко высмеивал пороки и уклад жизни добропорядочных обывателей.
Над причинами приступов мизантропии молодого оптимиста размышляет исследователь К. Полонская в книге «Чехов» 1943 года, электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки: «Смысл писательской работы Чехов определяет так: «Цель моя убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы: норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас». Чехов ищет «норму», рисуя разнообразные отклонения от нее. Своеобразие Чехова-художника в том, что он не только умел обнаруживать пошлость в мирной, благопристойной, иногда даже внешне культурной и счастливой жизни, не только умел показать ее страшную засасывающую силу, но и в том, что он противопоставлял ей высокое интеллектуальное содержание жизни лучших своих героев».
Однако прежде чем на авансцену пьес и поздней прозы писателя выйдут сложные рефлексирующие Астровы, Гуровы и дяди Вани, перед читающей Россией пройдет литературная вереница хмурых, безыдейных, беспринципных людей, изображенных «без малейшей фальши его резца». Это дало повод критике обозначить нового автора как «певца сумерек».
Вместе с тем его современники указывали на поразительную жажду жизни и деятельности писателя, мягкий юмор и самоиронию. Ближе к закату его жизни немногие знали, что он серьезно недомогал, «скрипел» и старался особенно не замечать своего состояния. Поехал вопреки всему на Сахалин, потом написал мужественную книгу-отчет о состоянии социума оторванного от «метрополии» острова. Все занимало его, врача, кроме собственной болезни…
На портале Президентской библиотеки представлена электронная копия книги А. Измайлова 1916 года «Чехов». Крупнейший знаток творчества писателя и отменный критик проделал титаническую работу по восстановлению образа подлинного Чехова по многочисленным источникам и мемуарам тех людей, которых приблизил к себе писатель.
Для этого Измайлов сначала собрал и подготовил первое полное собрание сочинений писателя. По мере изучения новых данных автор пришел к выводу, изложенному во вступлении к изданию «Чехов»:
«Биография такого независимого человека, каким был он, требует независимого настроения от биографа. Свободу от партийности, широту миропонимания, восприятие каждого человека в полноте его личности, независимо от прикрывающих его флагов, Чехов более всего отвоевывал и выше всего ценил в себе и других».
Высшей точкой в развитии чеховского критического реализма считается повесть «Палата № 6»; до сих пор любители литературы зачитываются его «Дамой с собачкой» и «Человеком в футляре», «Анной на шее». Чеховские пьесы, перевернувшие понятие о драматургии, до сих идут на лучших мировых сценах. Над природой и магией чеховского дарования размышляют авторы раритетов, хранящихся в Президентской библиотеке в электронном виде, - рассказала Мария Пересторонина, представитель пресс-службы Президентской библиотеки.
«Красота его таланта имела высшую прелесть – не сознавать себя, – читаем в цифровой копии «Трудов Пушкинского дома при Российской Академии наук; А. П. Чехов». – Отсюда эта необычайная свежесть, непосредственность и стыдливая простота его милой музы, отсюда неистощимый юмор, подернутый грустью нашей природы».
Над причинами приступов мизантропии молодого оптимиста размышляет исследователь К. Полонская в книге «Чехов» 1943 года, электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки: «Смысл писательской работы Чехов определяет так: «Цель моя убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы: норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас». Чехов ищет «норму», рисуя разнообразные отклонения от нее. Своеобразие Чехова-художника в том, что он не только умел обнаруживать пошлость в мирной, благопристойной, иногда даже внешне культурной и счастливой жизни, не только умел показать ее страшную засасывающую силу, но и в том, что он противопоставлял ей высокое интеллектуальное содержание жизни лучших своих героев».
Однако прежде чем на авансцену пьес и поздней прозы писателя выйдут сложные рефлексирующие Астровы, Гуровы и дяди Вани, перед читающей Россией пройдет литературная вереница хмурых, безыдейных, беспринципных людей, изображенных «без малейшей фальши его резца». Это дало повод критике обозначить нового автора как «певца сумерек».
Вместе с тем его современники указывали на поразительную жажду жизни и деятельности писателя, мягкий юмор и самоиронию. Ближе к закату его жизни немногие знали, что он серьезно недомогал, «скрипел» и старался особенно не замечать своего состояния. Поехал вопреки всему на Сахалин, потом написал мужественную книгу-отчет о состоянии социума оторванного от «метрополии» острова. Все занимало его, врача, кроме собственной болезни…
На портале Президентской библиотеки представлена электронная копия книги А. Измайлова 1916 года «Чехов». Крупнейший знаток творчества писателя и отменный критик проделал титаническую работу по восстановлению образа подлинного Чехова по многочисленным источникам и мемуарам тех людей, которых приблизил к себе писатель.
Для этого Измайлов сначала собрал и подготовил первое полное собрание сочинений писателя. По мере изучения новых данных автор пришел к выводу, изложенному во вступлении к изданию «Чехов»:
«Биография такого независимого человека, каким был он, требует независимого настроения от биографа. Свободу от партийности, широту миропонимания, восприятие каждого человека в полноте его личности, независимо от прикрывающих его флагов, Чехов более всего отвоевывал и выше всего ценил в себе и других».
Высшей точкой в развитии чеховского критического реализма считается повесть «Палата № 6»; до сих пор любители литературы зачитываются его «Дамой с собачкой» и «Человеком в футляре», «Анной на шее». Чеховские пьесы, перевернувшие понятие о драматургии, до сих идут на лучших мировых сценах. Над природой и магией чеховского дарования размышляют авторы раритетов, хранящихся в Президентской библиотеке в электронном виде, - рассказала Мария Пересторонина, представитель пресс-службы Президентской библиотеки.
«Красота его таланта имела высшую прелесть – не сознавать себя, – читаем в цифровой копии «Трудов Пушкинского дома при Российской Академии наук; А. П. Чехов». – Отсюда эта необычайная свежесть, непосредственность и стыдливая простота его милой музы, отсюда неистощимый юмор, подернутый грустью нашей природы».
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.