/Культура/

205-летию Царскосельскому лицею посвящается...

19 октября 2016 года исполняется 205 лет со дня основания Императорского Царскосельского лицея.

Мысль об учреждении Лицея зародилась еще в 1808 году. Как пишет в своей работе «Императорский Царскосельский лицей» бывший лицеист Д. Ф. Кобеко, «ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора».

Автором проекта выступил реформатор и законотворец Михаил Михайлович Сперанский. Д. Ф. Кобеко ссылается на сохранившуюся записку Сперанского, озаглавленную «Первоначальное начертание особенного Лицея», из которой узнаем, что «предметы учения разделяются на два курса: словесности и знаний. В числе предметов преподавания указаны науки математические в пространном смысле со всеми приложениями к военному искусству». Особо отмечено, что «все учащиеся в Лицее составляют одно общество без всякого различия в столе и одежде».

Мысль о воспитании в лицее великих князей не осуществилась. Тогда решено было дать ему узкопрактическую цель: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной» – таков первый пункт Устава учебного заведения. С его проектом, утвержденным впоследствии, можно познакомиться в раритетном издании 1810 года, электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. Здесь же находится и копия «Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I», где приводятся такие слова: «Ныне отверзаем новое Святилище Наук! <…> Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать должно к ознаменованию себя истинными сынами Отечества».

Из уже упомянутого проекта лицейского Устава можно узнать, что в учебное заведение принимали дворянских детей 10–12 лет. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Предметы делились на два курса: начальный и окончательный. Первые три года изучались предметы старших классов гимназии, три последующих – основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.

В своей книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» Я. К. Грот, бывший не только выпускником, но и преподавателем лицея, рассказывает: «Порядки в новооткрытом заведении не благоприятствовали или, вернее, мешали учебе» и приводит переписку одного из первых лицеистов с приятелем: «Учимся в день только семь часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются: на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет. <…> У нас царствует свобода (а свобода дело золотое)…».

Занятия изящными искусствами, куда входило и литературное творчество, относились к категории отдыха, но это время использовалось лицеистами сполна. Тот же Грот пишет: «Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Эти отроки на 14-м и 15-м году жизни вступают уже в сношения с редакторами журналов, которые охотно принимают и печатают их труды», при этом «учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он, поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим занятиям и связям уже был литератором».

Самый известный выпускник Царскосельского лицея, Александр Сергеевич Пушкин, считал альма-матер колыбелью своего таланта. Говоря словами самого поэта, это были годы, когда он «в садах лицея безмятежно расцветал»:

Те дни, когда еще не знаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем,

Он пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени.

В лицее Пушкин написал около 130 стихотворений, в которых, как отмечает Грот, «ярко отразилась его игривая и кипучая молодость, в которых талант его уже является с таким изумительным блеском. Мы видим в них первые взмахи крыльев могучего орла, мы в них уже предчувствуем и предвкушаем его будущее величие». Он добавляет: «Едва ли есть в истории литературы другой пример, чтобы годы воспитания, благодаря их поэтической обстановке, в такой степени отразились в творчестве писателя, как лицейский период жизни Пушкина в его поэзии: он с любовью вспоминает это время и в посланиях своих, и в поэмах, и в мелких лирических стихотворениях, не говоря уже о тех, которые особо посвящены празднованию лицейской годовщины», подводит итог Грот.

Другой знаменитый выпускник Царскосельского лицея, ставший еще одним русским классиком, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, «был далек от богатой дворянской молодежи лицея, из числа которой вышли будущие министры Толстые, Лобановы, Бобринские, Рейтера. Необщительность и замкнутость сближали его с другой группой лицеистов – он оказался в числе мыслящих лицеистов, жадно ловивших новые веяния в литературе, науке и общественной жизни». Мы узнаем об этом из работы Б. Папковского «М. Е. Салтыков-Щедрин» (1943), хранящейся в фонде Президентской библиотеки. В стенах лицея будущий писатель увлекся поэзией, начал писать стихи, печатался в «Современнике». «Влияние литературы было в Лицее очень сильно: воспоминание о Пушкине обязывало; в каждом курсе предполагался продолжатель Пушкина», цитирует издание воспоминания самого Салтыкова-Щедрина.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Это дипломат и последний канцлер Российской империи Александр Горчаков, поэты Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг, адмирал и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, директор Санкт-Петербургской библиотеки Модест Корф, русский мыслитель и общественный деятель Михаил Петрашевский, социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории Николай Данилевский и многие другие.

В сентябре 1843 года Царскосельский лицей был переведен в Санкт-Петербург и разместился в здании Александринского сиротского дома на Каменноостровском проспекте. После переезда он был переименован в Императорский Александровский.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Просмотров: 306 Комментариев: 0
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив