/Великая Победа/

О единой системе учёта коммунальных ресурсов

О единой системе учёта коммунальных ресурсов как инструменте защиты интересов населения при некачественном коммунальном обслуживании

Текст выступления заместителя главы муниципального образования по экономике и финансам Косяковой Юлии Борисовны

 

 

Своё выступление по вопросу внедрения в коммунальном комплексе современных систем учёта я хотела бы построить на примере отрасли, где эта проблема стоит наиболее остро. Водоснабжение – это наиболее яркая иллюстрация господствующего в ЖКХ произвола; отрасль, где до сих пор господствует безучётное водопотребление, открывая практически неограниченные возможности возложения на город и его жителей приписок покупной воды, достигающих 60% (!) и оплачиваемых потребителями в составе тарифа. Отсутствие коммерческого учёта покупной воды вообще составляет принципиальную позицию руководства водоканала.

 

Единственное решение, которое сделает эти манипуляции бессмысленными – внедрение стопроцентного учёта реализуемой воды в местах её потребления.

 

Но речь идёт не просто об общедомовых приборах учёта воды – даже их наличие в отдельных домах руководители водоканала способны обратить против граждан, спекулируя на нормах законодательства. Так возникает ситуация, когда объем воды по показаниям общедомовых приборов учёта чуть ли не вдвое превышает суммарный объем внутриквартирного потребления, и распределяется между собственниками квартир.

 

И делается это на вполне законных основаниях. Действующие с 23 мая 2006 года Правила предоставления коммунальных услуг содержат норму, согласно которой общий объем воды, зафиксированный общедомовыми приборами, распределяется таким образом, что жильцы кроме показаний квартирных водомеров оплачивают сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими водомеров, а также внутридомовые утечки воды, истинные объёмы которых никому не известны и поэтому служат основным инструментом манипуляций.

 

Более того, в домах, не оборудованных средствами общедомового учёта, новые Правила предоставления коммунальных услуг, вступающие в силу с 1 сентября 2012 года, уже позволяют предъявлять дополнительные счета, рассчитанные по нормируемой величине общедомового расхода.

 

Таким образом, законодатель последовательно внедряет всё новые меры, стимулирующие внедрение систем общедомового учёта коммунальных ресурсов. Но параллельно с ними предусмотрены и протекционисткие меры к тем, кто эти системы учёта уже установил.

 

Так, новый Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» с 1 января 2013 года вводит обязательное условие – указывать минимальное давление воды и прочие параметры качества в договорах между поставщиками и потребителями услуг водоснабжения. А постановление Правительства РФ «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами…» предусматривает обязательное включение в договор ресурсоснабжения мер ответственности поставщиков за нарушение параметров качества.

 

Все эти меры априори предполагают, что общедомовые приборы учёта установлены уже практически повсеместно, как того требует Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической

 

эффективности…»

 

Какова же ситуация с общедомовым учётом в городе Новороссийске? Общедомовых приборов учёта электроэнергии очень мало – ими охвачены не более 10% многоквартирных домов. Приборами учёта тепловой энергии и горячей воды оснащены практически все ТСЖ и управляющие компании города, кроме, разумеется, ОАО «НУК», где приборы установлены в 27% и 19% домов соответственно. Но общедомового учёта потребления воды практически нет. Зато у нас есть кабальные договора, навязываемые ТСЖ и управляющим компаниям, где не оговорены ни параметры качества предоставляемых услуг, ни возможность уменьшения размера платы за услуги при их ненадлежащем качестве или недопоставке, зато узаконена подача воды по графику. Управляющие компании становятся «слабым звеном», так как за качество услуг перед конечными потребителями отвечают именно они.

 

Так мы снова и снова сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда внедрение любых новелл законодательства в сфере ЖКХ оборачивается против кого угодно – управляющих компаний, ТСЖ, жителей – только не поставщиков ресурсов, которые, несомненно, с готовностью воспримут норму о выставлении счётов за общедомовое потребление. Ведь фиксация в договорах параметров качества услуг при их безучётном потреблении просто бессмысленна.

 

Чьи же просчёты привели к этой катастрофе, которая снова обернется ужесточением коммунального бремени, возлагаемого на граждан? Ведь налицо провал реализации в городе Новороссийске Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который содержит требование об обязательном оснащении всех многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта всех коммунальных ресурсов (кроме газа) до 1 июля 2012 года!

 

Но у каждой катастрофы есть фамилия, должность и должностной оклад. Упорство, с которым управление жилищно-коммунального хозяйства и управление реконструкции и перспективного развития систематически игнорируют этот закон, на реализацию которого законодатель отводил три года, привело к тому, что сегодня нам предстоит удвоенными темпами выполнять его требования, навёрстывая упущённое время!

 

 

 

Обозначив проблему низкой оснащённости жилфонда средствами учёта и невозможности вследствие этого контролировать параметры качества, я хотела бы предложить Вашему вниманию следующую стратегию её решения.

 

Цель предлагаемой модели – максимальный охват всего жилфонда сетью контрольно-измерительных средств, которые передают информацию по беспроводным каналам независимому оператору.

 

Сегодня технологическая возможность построения централизованной автоматизированной системы учёта коммунальных ресурсов уже подтверждена опытом города Саранска, где ведётся централизованный учёт по всем видам ресурсов в двух с половиной тысячах домов, управляемых тридцатью девятью компаниями. Внедрение данной системы осуществлялось на базе широко применяемого в России программного комплекса «Энергогород».

 

Принцип работы программного комплекса «Энергогород» в идеале состоит в следующем. Контрольно-измерительные средства устанавливаются как в местах потребления ресурсов, так и в контрольных точках магистральных сетей (например, для локального учёта покупной воды по зонам водоснабжения, что особенно актуально для нашего города). Оператор собирает и анализирует в системе «Энергогород» информацию электронных датчиков о параметрах коммунальных ресурсов: давлении, количестве, температуре и т.п. Система автоматически выявляет несоблюдение параметров в режиме реального времени, оповещает об этом управляющую и ресурсоснабжающую организации, сохраняя эти данные в памяти.

 

Не будем обольщаться насчёт того, что наши коммунальные компании в одночасье станут этими пользователями – сегодняшнее положение дел, когда, к примеру, водоканал за каждый кубометр реализованной воды получает полтора тарифа, устраивает их как никогда. Но эта ситуация не устраивает главу города и наших граждан, для которых мы и работаем.

 

Поэтому данная информация прежде всего нужна отделу муниципального жилищного контроля – вновь созданной структуре, о которой речь пойдёт ниже – и послужит базой для выставления претензий коммунальным предприятиям. Ведь сегодня единственным источником информации о параметрах поставляемых потребителям коммунальных ресурсов являются обращения населения, фиксируемые Службой «112».

 

На экране мы видим масштабы потока жалоб жителей на недопоставку и ненадлежащее качество коммунальных услуг, и в особенности, воды. Учитывая ту терпимость, с которой наши граждане относятся к недобросовестным поставщикам услуг, следует иметь в виду, что это лишь надводная часть айсберга. На основе анализа таких жалоб невозможно получить достоверное представление об истинных масштабах и характере нарушений.

 

Но работе по формированию единой системы учёта поставляемых энергоресурсов должно предшествовать поэтапное оснащение жилищного фонда общедомовыми приборами, а это процесс, требующий волеизъявления собственников жилых помещений в ходе их общих собраний. И здесь на первый план выходит отдел муниципального жилищного контроля. Ведь до настоящего времени у нас надлежащим образом не формализованы отношения между управляющими, ресурсоснабжающими организациями, и собственниками жилых помещений. Тот документ, который специалистам ОАО «НУК» представляется договором управления, не выдерживает никакой критики, не увязан с перечнем услуг, реально оказываемых жителям конкретного дома, соответственно и вносимая жильцами плата целевым платежом не является, а перешла в разряд налога на содержание ОАО «НУК» и примкнувших к нему коммунальных предприятий.

 

Возвращаясь к оснащению жилфонда приборами учёта, подчеркну, что произошедшее с 1 июля 2012 года повышение платы за жилое помещение оправдано только расходами на дооснащение жилфонда приборами учёта. Так что всеми финансовыми возможностями для выполнения требований закона ОАО «НУК» теперь обладает.

 

С началом полномасштабного функционирования отдела муниципального жилищного контроля это будет регулярно проверяться. Ведь отдел муниципального жилищного контроля – это не только претенциозное название, но и реальные полномочия по контролю за деятельностью управляющих компаний, как и за качеством коммунальных услуг.

 

Юридической основой предлагаемой мною модели защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере является статья 165 Жилищного кодекса РФ в новой редакции.

 

? В отношении управляющих компаний контрольные полномочия муниципалитета теперь простираются вплоть до расторжения договора управления и избрания новой управляющей компании.

 

? Интеграция муниципалитета в отношения ресурсоснабжения также основывается на вышеуказанной статье, согласно которой организации коммунального комплекса обязаны предоставлять органам местного самоуправления информацию о параметрах качества оказываемых ими услуг.

 

Таким образом, в нынешней правовой ситуации задачи муниципалитета по контролю за качеством жилищно-коммунального хозяйства состоят не столько в реагировании на обращения граждан, сколько в постановке работы на предупреждение жалоб. Идея, заложенная законодателем в новых нормах – дать муниципалитетам инструмент упреждающего контроля за соблюдением прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

 

МБУ «Служба административно-технического надзора в сфере ЖКХ» в нынешнем формате – не та структура, которая обеспечила бы осуществление такого контроля. Преобразование данной службы в отдел муниципального жилищного контроля предопределено, а задачи в её новом качестве видятся следующим образом.

 

• Помочь управляющим компаниям грамотно выстроить систему договоров ресурсоснабжения с фиксацией параметров качества услуг и регламентацией форм контроля.

 

• Организовать планомерную инспекционную работу.

 

• Обеспечить интеграцию оператора в отношения между управляющими и ресурсоснабжающими компаниями путём заключения трёхсторонних договоров.

 

• Сформировать механизм претензионной работы, выполняемой оператором от имени потребителей при выявлении им случаев недопоставки или ненадлежащего качества услуг.

 

Что же касается самого оператора, то особо следует подчеркнуть его независимый статус. Муниципалитет в предлагаемой системе будет заниматься обеспечением защиты прав населения, но не собственно защитой. Органы местного самоуправления сами по себе не имеют полномочий предъявлять санкции за некачественный ресурс от имени населения.

 

 

 

В завершение я хочу подчеркнуть главное преимущество предложенной Вашему вниманию модели защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.

 

Прежде работа в данном направлении была сфокусирована на перерасчётах за недопоставку и некачественное предоставление услуг. Но перерасчёты как таковые нашей самоцелью не являются.

 

Теперь мы сосредоточимся на защите прав граждан на получение коммунальных ресурсов как таковых, в достаточном объёме и надлежащего качества. Ведь следует учитывать, что вводимые с 1 сентября 2012 года Правила предоставления коммунальных услуг значительно либерализуют систему санкций за недопоставку коммунальных услуг по сравнению с ныне действующими Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными в 2006 году. По сути, теперь в ряде случаев «игра не стоит свеч».

 

Поэтому реальная отдача для жителей от работы единой системы учёта коммунальных ресурсов будет только тогда, когда коммунальным предприятиям будет выгоднее бесперебойно поставлять в дома новороссийцев качественные коммунальные услуги надлежащего качества, чем утонуть в судебных разбирательствах по претензиям, подготовленным на основании данных единой системы учёта коммунальных ресурсов.

 

Это и станет основной задачей отдела муниципального жилищного контроля и системы централизованного учёта коммунальных ресурсов!

 

 

 

 

 

Благодарю за внимание!

 

Просмотров: 2 867 Комментариев: 0