/Спорт и туризм/

Как на Южном Урале развивают археологический туризм

На раскопках нужно быть готовым к суровым полевым условиям.

В России обрели популярность археологические экспедиции. Летом туда охотно набирают волонтеров. Так, наряду с историками в Брединский район Челябинской области отправились туристы. Здесь в середине июля группа российских ученых под руководством доктора исторических наук Геннадия Здановича организует раскопки комплекса погребений эпохи бронзы «Синташта IV». «Русская планета» выяснила, почему волонтеры вместо отдыха на море выбирают раскопки и готова ли Челябинская область, богатая археологическими памятниками, развивать новый вид отдыха.

Отпуск на раскопках

Надежда Бельская из Новосибирска летом 2016-го впервые побывает на Южном Урале в археологическом лагере в Брединском районе. С детства она мечтала стать археологом. В 12 лет даже снарядила свою «экспедицию».

— Я собрала других детей, и мы ушли с продленки на дачу, — вспоминает Надежда. — Там вскопали землю, нашли рог и челюсть коровы. Пошли обратно в школу, и я говорила, что в музее это будет лучшим экспонатом! Правда, учителя были не в восторге от выходки. Мечту свою осуществила частично. Выучилась на историка, а работаю в центре дополнительного образования детей. Люблю природу, мне очень нравиться копать, в эти моменты остаешься наедине с собой. Главное, в поездке можно узнать больше о культуре и об истории страны. Я давно отдыхаю так, и это не самое дальнее путешествие. Я участвовала в раскопках под Великим Новгородом, под Нижневартовском, пришло время Урала, а потом — на Восток! Разные века, культуры… Это захватывает! Находок было немного, но все они ценные. В Старой Руссе в шурфах нашла старинный флакон от духов, кусочки бересты и кожи, под Новосибирском — глиняные горшки и костровища.

Супруги Макуровы организуют археологические экспедиции. В конце июня их отряд провел исследование на могильнике «Мандесарка-6» в Кизильском районе.

— Наш отряд от заповедника Аркаим насчитывает не менее 50 человек, — рассказывает Мария Макурова, организатор экспедиции, заведующая музеем заповедника Аркаим. — Больше мы стараемся не привлекать, так как наше оборудование ограничено, финансовых и организационных ресурсов не хватит, чтобы организовать более крупный лагерь. В этом году у нас будут задействованы 20 студентов из ЧелГУ с историко-филологического факультета, около 15 школьников из челябинского дворца детского творчества и около 15 любителей экспедиционной романтики. Среди них есть химики, медики и даже милиционеры, которые когда-то в школьном возрасте посещали археологические кружки. Этих людей мы знаем уже много лет. Человек, проживший месяц в замкнутом коллективе, в отрыве от всех благ цивилизации, ежегодно пытается вернуться в это состояние.

Помимо Аркаима, на территории Челябинской области есть сотни археологических объектов — остатки древних поселений, стоянок, городищ, погребальных сооружений, мастерских и рудников. Значимые для науки находки обнаружены в Октябрьском, Агаповском, Увельском, Саткинском, Пластовском и других районах. До сих пор экспедиции находят все новые и новые объекты для изучения.

— Белых пятен на карте региона еще много, и мы не в силах их все исследовать, — поясняет Наталья Берсенева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН. — Да это и не нужно. Например, обнаружено большое поселение, которое нужно исследовать много лет. А через 20 лет выяснится, что копали мы его стародавними способами, что придуман какой-то новый способ, чтобы получить больше информации, но памятник уже уничтожен. Но уже обнаруженные памятники нужно изучать, привлекать внимание людей к древней истории.

«Не готовы платить деньги»

Южноуральские турфирмы пока не готовы заниматься археологическими турами.

— Археологический туризм в России не так развит, как в Европе, потому что это требует немалого вложения денег, — объясняет Алексей Ципордей, директор челябинской туристической компании. — Археология будет простым людям непонятна, если их просто вывезти на археологический памятник. В западных странах конструируют целые городища. Можно принять участие в раскопках, мастер-классах, послушать лекции. Все это зрелищно и привлекательно. У нас же это организовать можно пока только в Аркаиме. В других местах раскопки удалены от выставок археологической направленности. Не везде можно организовать большой палаточный лагерь. Честно говоря, российский турист не готов платить за то, чтобы в отпуске трудиться. Для большинства россиян раскопки — это тяжелая работа, у нас пока такой культуры нет.

Организаторы археологических экспедиций также добавляют, что им тяжело совмещать туризм с научным процессом. Потому зачастую приходится делать выбор в пользу второго.

— У нас туризм обычно начинается после того, как памятник исследован, — говорит Мария Макурова. — Исследовали, законсервировали, превратили в музей, можно пускать людей. Туристы в процессе раскопок могут помешать. Мы проводим для них квесты, где они ищут символы и собирают клятву археолога, организуем фестивали, экскурсии, лекции, но лопату незнакомцам в руки не даем. Разговоры про архтуризм были, но коллектив пока не уверен в нем. Плата за участие в экспедиции — это, конечно, хорошо в условиях все сокращающегося бюджетного финансирования, вот только цена может быть слишком высокой для нас. Участие туристов, дилетантов в раскопках — это риск утраты артефактов.

Романтика и песни у костра

Если турист планирует провести отпуск на раскопках, историки советуют к нему подготовиться. На специализированных сайтах в интернете есть информация, как работать с инструментом, как отличать находки от естественных материалов. Также нужно быть готовым к жизни в спартанских условиях и понимать, что придется выполнять довольно тяжелую работу.

— Не ждите от археологической экспедиции романтики и песен у костра, — говорит Александр Коновалов, старший преподаватель СамГТУ, организатор научных экспедиций. — Нужно быть готовым к суровым полевым условиям. Например, этим летом на раскопках комплекса погребений эпохи бронзы «Синташта IV» мы будем работать в степи под палящим солнцем, ночью там может быть прохладно. Ветра сильные. Придется дежурить, готовить самим в лагере. При выборе экспедиции нужно обратить внимание на ее организаторов и состав: что это за люди, какая работа за их плечами. В России есть несколько центров притяжения, куда наиболее часто выезжают туристы. Волонтеров активно набирает Крым, Старорязанская археологическая экспедиция, которая занимается изучением истории Древней Руси. Они пользуются спросом, потому что молодежь изменилась. Страна наша долго болела, но начала выздоравливать, и это сразу видно по молодым людям. Они интересуются экспедициями, стремятся узнать что-то новое, и я считаю, что перспектива развития археологического туризма у нас есть.

Источник: rusplt.ru

Просмотров: 1 286 Комментариев: 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.